Елена Ковальская: «Мы за сохранение и развитие государственного театра»

100 самых авторитетных людей России 2013
Москва, 26.09.2013
«Русский репортер» №38 (316)

Что отличает Центр имени Мейерхольда от репертуарного театра?

Давайте не путаться. ЦИМ — государственный репертуарный театр, как и 88 других театров в Москве. Он содержится на средства налогоплательщиков, и у него есть репертуар. Только в отличие от большинства театров у нас нет труппы, а есть резиденты — люди, которые на конкурсной основе ставят экспериментальные спектакли. Также у нас есть проект «Школа театрального лидера», в него вовлечены сотня молодых театральных харизматиков и полсотни педагогов.

ЦИМ — это генератор идей. Вроде Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Ведь что сделала «Стрелка»? Она создала напряжение мысли, дискуссию о современном мегаполисе. И что на выходе? Перемены, которые переживает Москва, — многие из них растут из урбанистических идей «Стрелки». Это могло состояться еще и потому, что сегодняшняя культурная власть в Москве обладает редким для наших широт качеством: она предпочитает выкладывать плиткой те дорожки, которые люди протоптали сами.

А что в театральном образовании, в иерархии, понимании театра вы бы последовательно меняли?

Мы за сохранение и развитие государственного театра. Театр был государственным делом в древних Афинах, в ренессансном Лондоне, во Франции, когда складывалось государство, в Советском Союзе. От СССР нам досталась огромная индустрия, которая способна производить смыслы и доверие между людьми. За годы она утратила эти свои способности, поскольку сосредоточилась на самой себе, обслуживала саму себя. Нынешняя власть стряхнет с себя театр как обузу и оптимизирует до нуля всю нашу, так сказать, отрасль, если театр не повернется к людям. Сделать это надо по собственной воле, а не потому что директива пришла. У нас если придет директива, то она будет не о смысле, не об ответственности театра, а об оптимизации.

Мы также за государственную альтернативу репертуарному театру — иные организационно-хозяйственные формы. Театр с репертуаром, но без труппы. Сцена без труппы и без репертуара. Продюсерский центр без сцены.

Еще мы — за альтернативу государственному театру. Как говорит театральный педагог профессор Дадамян, «культуре, чтобы лететь, нужны два крыла: государственная поддержка и поддержка общественная». Чего по-настоящему не хватает нашей культуре, так это того, чтобы государство отпустило поводья и вдохновляло налоговыми льготами бизнес и общество поддерживать искусство. Люди сами решат, что им нужно: фильм Миндадзе про русских и немцев или «Гагарин», напичканный религиозной риторикой, картина Серебренникова о Чайковском или духоподъемная «Легенда 17». Чехов или Пряжко, МХАТ или Театр.doc.

Кто из учившихся в Школе театрального лидера достиг успеха?

Ну, например, целая группа наших выпускников была приглашена в Театр на Таганке сделать масштабный документальный проект к юбилею театра: Дмитрий Волкострелов, Ксения Перетрухина, Настя Могинова, группа замечательных театроведов из Москвы и Питера, драматург Андрей Стадников. Ими еще в Школе как учебная работа была придумана выдающаяся программа на пять лет — умная, творческая, уважительная по отношению к создателю театра и труппе, с которой он находится в конфликте. Соглашаясь на эту работу, они рассчитывали на возвращение туда Юрия Любимова. В январе Любимов был к этому готов. Но ситуация изменилась. Сегодня они работают над проектом вместе с труппой театра — не подвергая сомнению роль Любимова, но исходя из того, что феномен этого театра в основе своей имеет хрущевскую оттепель, общественный подъем.

А какие ваши театральные идеи не могли быть реализованы в обычном театре?

В том-то и смысл, что ни один из наших спектаклей не мог бы появиться где-то еще. Не могу себе представить ни в одном театре ни лекцию на ходулях, как в спектакле «Алиса и государство», ни разговор о театре «Крюотэ», ни синтезатор текста и пантомимы под названием «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает», ни акустическую мистерию «Сотворение мира». В репертуарном театре эти спектакли погибли бы уже на премьере, потому что столкнулись бы с ожиданиями публики. А у нас это возможно.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №38 (316) 26 сентября 2013
    100 самых авторитетных людей России 2013
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    100 самых авторитетных людей России 2013
    Репортаж
    Реклама