Леонид Меерович: «Нельзя перепрыгнуть через эпоху»

100 самых авторитетных людей России 2013
Москва, 26.09.2013
«Русский репортер» №38 (316)

Какая стратегия привела вас к успеху?

Я думаю, что причины успеха две: хорошая команда и диверсификация. Когда все это начиналось, я думаю, что не все понимали риски. Скорее, все не понимали. И мы не понимали. Мы развивались «степ бай степ», каждый год прибавляли сколько-то процентов. Я даже не могу сказать, что мы так уж успешны. Мы выросли из маленькой компании и долго сохраняли атмосферу команды, семьи. На определенном этапе этот уровень доверия очень важен.

А сейчас, я думаю, нас спасает стратегия диверсификации наших направлений. На фоне принятия решений совершенно волюнтаристских без подобной диверсификации мы бы не выжили. Например, сейчас решили в шесть раз поднять ввозную пошлину на азиатский фарфор. Это одно из наших направлений. Заложить в стратегии бизнеса такие решения невозможно. Если бы мы делали ставку только на это направление, была бы смерть. Мы называем свою систему системой катамаранов. С точки зрения классики капитализма это не очень правильно. Там предпочитают концентрироваться на чем-то одном. Но в условиях современной России это рискованно.

Насколько такой путь типичен для современного российского бизнеса?

Возможно, это свойство молодого бизнеса. Иначе просто не выжить. Но для России это вообще типично. Российские бизнесмены способны мыслить шире. На Западе люди специализируются на узких темах. Наши более эрудированны, но при этом поверхностны. Это дает возможность заниматься и тем и тем —  всем понемножку. Возьмите «Альфа-Групп».

Что сейчас вами движет? Почему вы продолжаете заниматься этим?

Два фактора. Первое — ответственность перед людьми, с которыми ты уже работаешь. Есть проекты, которые нельзя тормозить, потому что там люди и у них нет вариантов. Для меня это серьезно, иначе я бы уже давно на пенсию ушел. Второе, конечно, это азарт. Мы все немножко игроки, спортсмены. Деньги, вообще материальная сторона, уже не значит ничего. Это пройденный этап. 

Как менялась ваша мотивация? Зачем вы ввязались в эту историю в начале 90-х?

Тогда, конечно, деньги были нужны. Особенно когда появилась возможность их зарабатывать. И второе: всегда в России была такая категория людей, которым интересно сделать что-то новое. Но я думаю, что тогда российский бизнес не имел стратегий, жил коротким горизонтом.

Из чего сейчас складывается репутация бизнесмена? Неспособность к предательству? Честность? Образованность? Менялись ли эти ценности?

У нас любят удачливых. Фартовых. Ко всем факторам, которые вы называли, добавьте удачливость и еще договороспособность. Для меня эти ценности не менялись никогда. Но так не для всех.

Что сейчас может испортить репутацию бизнесмена?

Нечистоплотность, непорядочность. Трудно определить точнее. Неумение держать слово, соблюдать обязательства. Способность к предательству. Я лично не способен заниматься любыми видами бизнеса любыми способами. Я люблю белый честный бизнес. Исключаю обман, мошенничество. Может, пафосно прозвучит, но для меня так. Если мы должны платить налоги, мы их будем платить. Я не люблю мутные схемы. Если ко мне кто-то придет и скажет: «А давай мы тут замутим что-нибудь такое», я откажусь не глядя. И я в этом смысле не единичное явление. Мне кажется, что это транслируется и на партнеров. Я знаю многих, кто близок мне по духу.

Как вы видите будущее своего бизнеса? Экономики? Страны?

Пока у меня нет избыточного оптимизма. Хочется жить в цивилизованной стране, заниматься цивилизованным бизнесом. Но мы находимся в информационном секторе, а без развития науки этот бизнес не пойдет. Без университетов ничего не будет. Силиконовая долина — она все-таки вокруг Стэнфордского университета создавалась.

Возможны и другие варианты. Вот в Таиланде одежду шьют. Мне очень китайский путь нравится. Они сначала решили простые проблемы, а сейчас, если вы поедете в мировые бизнес-школы, вы там одних китайцев и увидите. Если ставить все задачи сразу, можно ничего не сделать.

Мы тоже так идем — постепенно. С одной стороны, нужно действовать, а с другой — нельзя перепрыгнуть через эпоху. Я не революционер. Бизнес-единицу можно сформировать и у нас. Кто-то создает бизнес на неэффективности всех остальных. Чем слабее мое окружение, тем легче мне. Эффективные проекты востребованы. Но это все-таки локальные проекты. Быть счастливым в несчастной стране, наверно, нельзя.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №38 (316) 26 сентября 2013
    100 самых авторитетных людей России 2013
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    100 самых авторитетных людей России 2013
    Репортаж
    Реклама