Павел Карпов: «Директор всегда бесконечно одинок»

100 самых авторитетных людей России 2013
Москва, 26.09.2013
«Русский репортер» №38 (316)

Какая мотивация у молодых людей поступать в педагогический университет и идти работать в школу?

Это две разные мотивации. Когда я учился, считалось, что пединститут — это для тех, кто не смог пойти в какой-то более сильный университет. Почему человек идет работать учителем — это совсем другое, это уже какое-то взрослое самоопределение. Сейчас значительное количество людей пришли в школу не с профильным педагогическим образованием, а с предметным. Просто они поняли, что школьное дело — это для них очень близко. И я считаю, что это здорово, потому что люди хорошо знают свой предмет и любят его. Они повышают квалификацию педагогическую потом.

Лично мне всегда хотелось работать в школе, это такой иррациональный момент в моей достаточно сложной жизненной траектории. Ну и, конечно, школа — это альфа и омега, государство в государстве. То есть в этом плане директор достиг высшей точки: если он хочет пойти куда-то выше, это означает смену профессиональной деятельности.

Скажите, вы когда-нибудь боялись детей?

Детей? Никогда! Я считаю, что ребенок не может ни оскорбить, ни унизить, ни испугать взрослого. Может испугать ситуация, в которой он оказался. Он не может испугать, потому что обладает статусом детства, и взрослый защищен от него, защищен статусом взрослого. Вообще дети — это колоссальный драйв.

За какие решения, совершенные на посту директора, вам сейчас стыдно?

У директора есть вопросы, которые он не должен задавать просто ради самосохранения, точнее, ради сохранения определенной трезвости мысли. Да, безусловно, были вещи, о которых стоит пожалеть, но вот когда будет время, мы и покаемся: напишем вот такенную книгу и раскаемся во всех грехах. А пока школа жива…

Учителя и директорэто единая корпорация или же директор скорее на стороне чиновников?

Директорство — это высшая точка педагогики, кульминация. И здесь работает принцип равноудаленности. Директор бесконечно одинок. Он не может примкнуть к какой-то административной вертикали и там почувствовать себя защищенным, потому что за ним колоссально хлопотное хозяйство. С другой стороны, он не может избежать этой вертикали, ведь без нее начинается разброд и шатание, когда директор ведет школу в одному ему известном направлении — теряются представления о стандартах образования в конкретном государстве.

Что самое сложное в работе директора, учителя?

Учитель всегда должен быть учителем. Однажды я спросил одного московского директора, пойдет ли он на митинг, и тот ответил, что нет, потому что если он пойдет, то все пойдут. И это высочайшая позиция. Есть дети, и они пристально следят за тобой. Нельзя сказать, что вот здесь уже началась моя личная жизнь. Не может быть такого. Нет у него личной жизни. Хочешь быть политическим активистом или религиозным проповедником — не иди в школу. Школа — защищенное пространство. Давайте заниматься тут алгеброй и литературой!

Если учитель захочет выразить свою гражданскую позицию, директор будет его защищать?

Школа все-таки отделена от религиозных и политических организаций. И если эта отделенность соблюдается, то есть в нее не привносят чужеродных смыслов, то учитель защищен, он по делу находится в школе. А если учитель сам не может разделить школу и общественную деятельность, то возникает некая дисгармония.

Давайте вспомним ситуацию с Ильей Колмановским, учителем биологии в лицее «Вторая школа», которого пытались уволить за то, что он участвовал в акциях протеста возле Госдумы. Он ведь не привносил ничего разрушительного в школу…

Да, конечно. Но Колмановского потребовал уволить кто-то из родителей, а для меня сообщество родителей не означает безусловно разумную структуру. Человек, который может быть сумасшедшим, больным, не очень честным, приходит и говорит: «А я родитель! И я как родитель требую…» Директор в такой ситуации должен полноценно насладиться собственным одиночеством. А дальше у него два варианта: либо согласиться с родителями и просить учителя принять достойное решение, либо постараться успокоить их, рассказав, что их слова не соответствуют действительности, и предложить сделать вывод относительно себя лично, будут ли они ходить в нашу школу или ее сменят. И если во втором случае родитель бежит жаловаться всем, включая ООН, то директор должен защищать собственные ценности.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №38 (316) 26 сентября 2013
    100 самых авторитетных людей России 2013
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    100 самых авторитетных людей России 2013
    Репортаж
    Реклама