Банк и компания

Финансы
Москва, 17.10.2013
«Русский репортер» №41 (319)
Количеством банковских карт в кошельке сегодня уже никого не удивишь. При этом, по статистике, большинство граждан используют пластик по старинке: в день зарплаты опустошают счет, а дальше тратят только наличные. Во-первых, потому что купюры в кармане более осязаемы, чем виртуальные цифры на счете. Во-вторых, потому что расплачиваться наличными для многих привычнее. Тем не менее сегодня пластиковые карты активно шагают в массы, предлагая всевозможные бонусы и скидки. «РР» решил проверить, насколько выгодно ими пользоваться

Симбиоз безнала и дисконта

Карты, как известно, делятся на два основных типа: дебетовые и кредитные. Первые позволяют тратить собственные деньги (чаще всего их выпускают под зарплатные проекты для различных компаний). Вторые — без лишних справок занимать деньги у банка. А с целью стимулировать безналичные покупки в Америке еще в 80-х стали выпускать так называемые кобрендовые карты. Они фактически представляют собой симбиоз дисконтной и банковской карты. Теперь вот докатилось и до нас: если раньше все копили только бонусы от «Аэрофлота», то сейчас от количества предложений рябит в глазах. В некоторых банках ассортимент карт со скидками, бонусами и программами лояльности доходит до двух-трех десятков. Суть кобрендинга при этом осталась прежней: тратишь деньги в одном месте — получаешь бонус в другом. Потребителю остается лишь выбрать наиболее выгодное именно для него сочетание.

По словам экспертов, оборот по кобрендовым картам в среднем в полтора-два раза выше, чем по обычным. Естественно, всегда приятно получить бонус или скидку. В итоге довольны и потребители, и компании-партнеры —  при прочих равных клиент банка выберет именно их магазин, сеть АЗС или билет на самолет.

Погоня за лояльностью

Широко распространены совместные программы банков и авиакомпаний. К примеру, только у «Аэрофлота» уже больше 3 млн лояльных клиентов. Равняются на лидера и другие перевозчики — «Трансаэро» и S7. Но порог в миллион пользователей бонусных программ они пока не преодолели.

Этот вид кобрендовой карты очень удобен для тех, кто часто путешествует. Единственный и очень простой способ накопить бонусные мили — как можно чаще оплачивать картой свои покупки: в среднем одну милю дают за каждые 30 рублей. Многие банки предлагают и более выгодные условия.

Однако в погоне за бонусными милями не стоит терять здравый смысл и увеличивать текущие траты только ради того, чтобы накопить на бесплатный полет. А если при выборе билетов другая авиакомпания предлагает вам более выгодный тариф, стоит им воспользоваться: экономия здесь и сейчас гораздо лучше возможной скидки в будущем.

На рынок кобренда активно выходят нефтяные гиганты, имеющие широкие сети АЗС. Большинство автолюбителей, конечно, доверяют прежде всего известным брендам, но выбор все равно довольно широкий.

Та же логика привязки покупателя к одному бренду работает и в совместных продуктах банков с крупными сетями супермаркетов. Здесь у потребителей выбор еще больше. И чтобы у них не возникло желания пойти к конкурентам, продовольственные ретейлеры активно развивают свои программы лояльности, в том числе и в кооперации с банками.

Кому выгоден кобренд

Понять логику банков и их партнеров, выпускающих совместный финансовый продукт, просто: они объединяют свои клиентские базы, увеличивая прибыль. Банк выигрывает не только от роста оборота по карте, основная его прибыль — от выпуска карт. В погоне за скидками и бонусами многие потребители могут активно пользоваться заемными средствами. При этом ставки по кредитным картам в среднем составляют 25–30% годовых.

Но если подойти к выбору кобрендовой карты разумно, то она способна и потребителю принести существенную выгоду. Если вы все равно покупаете продукты в одном и том же магазине, заправляете машину на своей любимой АЗС или летаете самолетами одной и той же авиакомпании, почему бы не воспользоваться выгодным предложением банка?

Только при выборе карты обратите внимание на комиссии, которые берет банк за обслуживание карты, за выдачу наличных (если карта кредитная) и за прочие услуги, а затем сравните общую стоимость обслуживания с той потенциальной выгодой, которую вы можете получить.

«РР» изучил предложение российского рынка пластика и выбрал шесть наиболее выгодных банковских карт — на самый притязательный вкус.

Только цифры

В России выпущено более 200 млн банковских карт. По прогнозам Центробанка на 2013 год, оборот по ним составит примерно 30 трлн рублей.

Более 20 млн пластиковых карт в нашей стране — кредитные. Средний размер долга по ним составляет 53 тыс. рублей.

По данным Национального агентства  финансовых исследований, 83% опрошенных россиян используют карту для снятия наличных в банкомате и лишь 25% расплачиваются ею в магазинах. А товары в интернете с помощью пластика покупают всего 5% пользователей.

По статистике международной платежной системы MasterCard, сейчас в Штатах кобрендовой является каждая вторая карта, в Европе — каждая третья, а в России — каждая шестая.

Знаете ли вы, что…

Первую банковскую карту выпустил в 1951 году маленький нью-йоркский банк Long Island Bank. Впоследствии его поглотили конкуренты, но идею быстро подхватили другие участники рынка. В 70-х на картах появилась магнитная полоса, а в конце 90-х — чип. Сейчас карты крупнейших платежных систем (VISA, MasterCard и American Express) принимают практически во всех странах мира.

Техника безопасности

  • Снимайте наличные только в офисах банков: там безопаснее и меньше шансов нарваться на мошенников. При наборе пин-кода прикрывайте клавиатуру рукой.
  • Запишите номер call-центра банка в свой мобильный телефон. При потере карты или при ее краже надо сразу же позвонить в банк и заблокировать счет.
  • Установите SMS-оповещение. Услуга стоит недорого (40–60 рублей в месяц), а кое-где и вовсе бесплатна. В этом случае вы всегда будете знать, сколько денег у вас на счете.
  • При оплате через интернет обращайте внимание на строку браузера. Она должна начинаться так: https://, где «s» обозначает защищенный канал связи.
  • Никому не сообщайте информацию о карте. Храните в секрете пин-код, а также цифры, указанные на оборотной стороне карты.
  • Как утверждают экс-перты, карты с чипом гораздо безопаснее карт с магнитной лентой — при желании можно обратиться в банк и поменять карту на более защищенную.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №41 (319) 17 октября 2013
    Чечня
    Содержание:
    Реклама