Банк и компания

17 октября 2013, 00:00

Количеством банковских карт в кошельке сегодня уже никого не удивишь. При этом, по статистике, большинство граждан используют пластик по старинке: в день зарплаты опустошают счет, а дальше тратят только наличные. Во-первых, потому что купюры в кармане более осязаемы, чем виртуальные цифры на счете. Во-вторых, потому что расплачиваться наличными для многих привычнее. Тем не менее сегодня пластиковые карты активно шагают в массы, предлагая всевозможные бонусы и скидки. «РР» решил проверить, насколько выгодно ими пользоваться

Симбиоз безнала и дисконта

Карты, как известно, делятся на два основных типа: дебетовые и кредитные. Первые позволяют тратить собственные деньги (чаще всего их выпускают под зарплатные проекты для различных компаний). Вторые — без лишних справок занимать деньги у банка. А с целью стимулировать безналичные покупки в Америке еще в 80-х стали выпускать так называемые кобрендовые карты. Они фактически представляют собой симбиоз дисконтной и банковской карты. Теперь вот докатилось и до нас: если раньше все копили только бонусы от «Аэрофлота», то сейчас от количества предложений рябит в глазах. В некоторых банках ассортимент карт со скидками, бонусами и программами лояльности доходит до двух-трех десятков. Суть кобрендинга при этом осталась прежней: тратишь деньги в одном месте — получаешь бонус в другом. Потребителю остается лишь выбрать наиболее выгодное именно для него сочетание.

По словам экспертов, оборот по кобрендовым картам в среднем в полтора-два раза выше, чем по обычным. Естественно, всегда приятно получить бонус или скидку. В итоге довольны и потребители, и компании-партнеры —  при прочих равных клиент банка выберет именно их магазин, сеть АЗС или билет на самолет.

Погоня за лояльностью

Широко распространены совместные программы банков и авиакомпаний. К примеру, только у «Аэрофлота» уже больше 3 млн лояльных клиентов. Равняются на лидера и другие перевозчики — «Трансаэро» и S7. Но порог в миллион пользователей бонусных программ они пока не преодолели.

Этот вид кобрендовой карты очень удобен для тех, кто часто путешествует. Единственный и очень простой способ накопить бонусные мили — как можно чаще оплачивать картой свои покупки: в среднем одну милю дают за каждые 30 рублей. Многие банки предлагают и более выгодные условия.

Однако в погоне за бонусными милями не стоит терять здравый смысл и увеличивать текущие траты только ради того, чтобы накопить на бесплатный полет. А если при выборе билетов другая авиакомпания предлагает вам более выгодный тариф, стоит им воспользоваться: экономия здесь и сейчас гораздо лучше возможной скидки в будущем.

На рынок кобренда активно выходят нефтяные гиганты, имеющие широкие сети АЗС. Большинство автолюбителей, конечно, доверяют прежде всего известным брендам, но выбор все равно довольно широкий.

Та же логика привязки покупателя к одному бренду работает и в совместных продуктах банков с крупными сетями супермаркетов. Здесь у потребителей выбор еще больше. И чтобы у них не возникло желания пойти к конкурентам, продовольственные ретейлеры активно развивают свои программы лояльности, в том числе и в кооперации с банками.

Кому выгоден кобренд

Понять логику банков и их партнеров, выпускающих совместный финансовый продукт, просто: они объединяют свои клиентские базы, увеличивая прибыль. Банк выигрывает не только от роста оборота по карте, основная его прибыль — от выпуска карт. В погоне за скидками и бонусами многие потребители могут активно пользоваться заемными средствами. При этом ставки по кредитным картам в среднем составляют 25–30% годовых.

Но если подойти к выбору кобрендовой карты разумно, то она способна и потребителю принести существенную выгоду. Если вы все равно покупаете продукты в одном и том же магазине, заправляете машину на своей любимой АЗС или летаете самолетами одной и той же авиакомпании, почему бы не воспользоваться выгодным предложением банка?

Только при выборе карты обратите внимание на комиссии, которые берет банк за обслуживание карты, за выдачу наличных (если карта кредитная) и за прочие услуги, а затем сравните общую стоимость обслуживания с той потенциальной выгодой, которую вы можете получить.

«РР» изучил предложение российского рынка пластика и выбрал шесть наиболее выгодных банковских карт — на самый притязательный вкус.

Только цифры

В России выпущено более 200 млн банковских карт. По прогнозам Центробанка на 2013 год, оборот по ним составит примерно 30 трлн рублей.

Более 20 млн пластиковых карт в нашей стране — кредитные. Средний размер долга по ним составляет 53 тыс. рублей.

По данным Национального агентства  финансовых исследований, 83% опрошенных россиян используют карту для снятия наличных в банкомате и лишь 25% расплачиваются ею в магазинах. А товары в интернете с помощью пластика покупают всего 5% пользователей.

По статистике международной платежной системы MasterCard, сейчас в Штатах кобрендовой является каждая вторая карта, в Европе — каждая третья, а в России — каждая шестая.