Смена климата

Василий Корецкий
17 октября 2013, 00:00
Адам Панчук. Польша. Серия «Карчеби» Карчеби (буквально — «пеньки») — так называют на востоке Польши людей, чересчур привязанных к своей земле. Панчук снимает этих людей, многие из которых детьми пережили на своих родных полях и передачу Восточной Польши СССР, и коллективизацию, и немецкую оккупацию. На этих снимках не просто крестьяне, а сказочные существа — оборотни, русалки, лешие, гномы и духи земли.

C 18 октября по 17 ноября в Краснодаре пройдет международный фестиваль Photovisa. Начиная с 2012 года у него появилась ежегодная тема. В прошлом году это был портрет, а в нынешнем — климат, вернее его драматические изменения. Причем под климатом организаторы подразумевают не только погодные, но и социальные условия. «РР» публикует самые интересные работы фестиваля.

Фестиваль не сдерживает себя формальными рамками: в конкурсе участвуют не только фотографии, но и видео. Правда, это не совсем короткометражное кино, а, скорее, фотофильмы: например, слайд-шоу Валерия Мельникова Chavista Socialism, посвященное всенародному культу Уго Чавеса и скорби на его похоронах в Венесуэле.

Циклопические общественные сооружения на фотографиях Маркуса Лайона — англичанина, специализирующегося на хронике великого переселения народов в мегаполисы, — похожи на кадры из дорогостоящих фильмов-пеплумов. Только это не масштабные инсценировки жизни в Римской империи, а наше настоящее. Впрочем, проект под названием «Настоящее» уругвайского фотографа Лилианы Молеро выглядит совсем иначе: берега водоемов, окутанные дымкой, почти пасторальные изображения безлюдного, а потому сохранившегося рая.

В работах корейца Хана Сангпиля (серия «Двойное видение») тот же безлюдный, не тронутый технологией рай, пагоды в окрестностях Пусана. Но туманная мягкость этих пейзажей обманчива: Хан экспериментирует с видео высокой четкости, и его буколические ландшафты медленно, но заметно меняются, на глазах публики превращаясь в резкую, детальную, бездушную хайтек-картинку.

Другой наглядной иллюстрацией того, как меняется наш взгляд на природу, архитектуру, социальные и семейные отношения, служит серия «В гнезде» американки Доны Шварц. Она снимает семейные пары, которые вот-вот должны обзавестись детьми, в интерьерах свежеподготовленной детской. Толстые и худые, совсем юные и немолодые, белые, черные и смешанные пары с умилением на лице стоят посреди смешных, нелепых в своей пустоте детских комнат с кроватками и погремушками. Вот семейная пара военнослужащих в пустынном камуфляже, а вот гей- и лесби-пары в пушистых тапочках.