Мишка, стерх и все-все-все

Федор Лобанов
24 октября 2013, 00:00

«Арктика — наш дом. А дом нужно содержать в достатке, порядке и чистоте. Чтобы ресурсы добывались без ущерба природе, чтобы люди, живущие на этой земле, не чувствовали себя ущемленными. Арктику не надо покорять, с ней надо дружить», — подчеркивает губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин. Как связана экологическая политика и реальные истории из жизни людей и животных?

Медвежонок Сэрику

Остров Белый в Карском море — самая северная точка Ямало-Ненецкого автономного округа. Последние годы совместными усилиями администрации региона и волонтеров с разных концов страны реализуется программа экологической очистки острова от накопившегося индустриального мусора — отходов геологических и промышленных работ прошлых десятилетий. В этом году волонтеры собрали почти 200 тонн металлолома и иного хлама. Остров Белый оживает на глазах.

Волонтеры не чувствовали себя одинокими. Они все время находились под присмотром хозяев острова — девяти белых медведей, которые все время находились неподалеку.

А в августе на острове произошел такой случай. Буквально в ста метрах от лагеря волонтеры обнаружили раненного браконьерами белого медвежонка. Он не мог передвигаться самостоятельно, и волонтеры приняли решение забрать мишку к себе. Ребята создали для него комфортные условия в лагере, оборудовали специальный вольер.

Вместе со второй сменой волонтеров, покидавших остров, медвежонка доставили вертолетом в столицу ЯНАО Салехард, затем на самолете в Тюмень, а оттуда на микроавтобусе в Пермь — в Пермский зоопарк. Сэрику чувствует себя нормально, хорошо ест, уже не хромает. Но рана еще не зажила, поэтому пока медвежонку не наливают воду в бассейн.

Сотрудники зоопарка говорят, что Сэрику — спокойный зверь, привыкший за время пребывания в лагере к людям, но первую неделю его вольер будет завешен баннерами, чтобы медвежонок мог привыкнуть к новому месту. В зоопарке, как и обещали, не стали менять имя медвежонка, данное волонтерами. Сэрику — это ласковое название Сэр-нго Ирико (Белый Старик, или Старик Ледяного Острова), главного духа и защитника острова Белый.

Новые стрешонки

Стерх — белый журавль, священная птица северных народов. Гнездится на севере Западной Сибири, находится под угрозой исчезновения, занесен в Красную книгу России. С 1999 года на Ямале работает уникальный фонд «Стерх», задача которого — сохранить в дикой природе этих потрясающих птиц.

Существуют всего две — полностью разобщенные — популяции стерха: обская (западная) и якутская (восточная). Обская популяция гнездится на севере Западной Сибири: в Ямало-Ненецком автономном округе, в бассейне реки Куноват, и на сопредельной территории Уватского района и Ханты-Мансийского автономного округа. Стерхи обской популяции зимуют в Индии и Иране, то есть пролетают до места зимовки 5500 км! И в этом главная опасность: дело не только в длине перелета — птицы летят над территорией Афганистана, Пакистана, других южных стран, где на них охотятся браконьеры. Иногда, увы, это случается и в России.

В прошлом году о программе восстановления популяции стерхов многие россияне узнали благодаря телевидению и президенту Владимиру Путину — его полет на мотодельтаплане стал отличной иллюстрацией к невероятно сложной, но единственной реалистичной программе помощи белым журавлям.

В прошлом году стерхи, выращенные в питомнике, сумели долететь до тюменских болот. Это здорово, но на зимовку им пришлось бы лететь аж в Иран! Чтобы двигаться дальше, стерхам нужно было «вписаться» в популяцию серых журавлей. Этого не произошло, и их вернули в заповедник. В этом году будет новая попытка, есть надежда на успех.

Как сообщают в ямальском фонде «Стерх», немного поздновато (из-за погоды), в мае, вылупился первый в 2013 году стрешонок, а всего за сезон на свет появились десять птенцов. В этом году на изолированное (с птицами общаются люди в «птичьих» костюмах) воспитание были взяты еще и два птенца серого журавля. И понятно почему: выпущенным в природу стерхам придется внедряться в стаю диких серых журавлей. Вот для установления дружбы с представителями другого вида в компанию стершат и включили серых журавлят.

Эксперимент продолжается, и наверняка он окажется успешным, несмотря на огромные сложности. Дождаться, пока вылупится птенец, два месяца быть рядом с ним и в жару, и в проливной дождь, не снимая белого халата с надетым на руку клювом, чтобы птица была уверена, что рядом не человек, а стерх, научить его добывать себе пищу, ухаживать за собой, дружить и давать сдачу в случае надобности, а потом поставить его на крыло и… отпустить. Отпустить с верой, любовью и, конечно, надеждой — на его возвращение. Это все дорогого стоит. И называется проектом «Полет надежды».