Фильмы

14 ноября 2013, 00:00

Конгресс

Ари Фольман

Мнение

Робин и Робин

В Москве на фестивале израильского кино покажут «Конгресс» — вольную экранизацию одноименного романа Станислава Лема, последний проект Ари Фольмана, сделанный на грани кино и анимации, с американской звездой в роли самой себя. 

Голливудская знаменитость Робин Райт получает от компании «Мирамаунт» предложение изготовить ее компьютерного клона, который обессмертит актрису и будет вечно сниматься вместо нее в кино. Робин соглашается и понимает, что ошиблась, лишь когда спустя двадцать лет попадает на футурологический конгресс, где та же компания предлагает всем за деньги побывать в ее шкуре. 

Собственно, Робин Райт, актриса с так и не реализованным потенциалом большой звезды, — главный аттракцион этого и без того перегруженного эффектами фильма, в котором кино переходит в анимацию так же, как наплывают друг на друга настоящее игровое, анимированное будущее и опять же игровое «будущее после будущего». Понятно, что для Райт такая роль, предусматривающая ее присутствие в разных ипостасях, — еще и рефлексия по поводу возможной замены актеров компьютерными аватарами, уже имевшей место в Голливуде.

«Конгресс» с его фейерверком из различных технологий — довольно-таки хаотичный и безумный фильм, но все-таки не настолько, чтобы искупить банальный пафос Фольмана по поводу того, что чем выше и совершеннее технологии, тем ниже и примитивнее сама жизнь.

В своей предыдущей ленте «Вальс с Баширом» он довольно изящно анимировал реальный эпизод истории израильско-ливанской войны — под предлогом того, что такой прием более гуманен, чем еще одно реалистичное погружение в военную мясорубку. «Конгресс» корректирует впечатление от той картины: Фольман, кажется, просто не умеет снимать игровое кино и всякий раз зачем-то придумывает новое оправдание, чтобы превратить его в свою родную анимацию. 

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Мебиус

Ким Ки Дук

Жена хочет кастрировать мужа-изменника, но тот уворачивается, и тогда женщина идет на совсем радикальную месть и отрезает член у их сына-подростка. Чувствуя себя виноватым перед мальчиком, папа решает вернуть его мужское достоинство путем пластической хирургии, а покамест осваивает вместе с ним нетрадиционные и экстремальные методы получения оргазма, при которых не задействованы половые органы. И т.д. и т.п. Очередное виртуозное творение Ким Ки Дука, который уже не знает, кому что отрезать и куда пересадить, который теряется и тонет в своих фантазиях, воистину феерических и безграничных.

Телекинез

Кимберли Пирс

Ремейк классического хоррора Брайана Де Пальмы «Кэрри», основанного на романе Стивена Кинга, — про девочку-тихоню, которую все травят в школе. До тех пор, пока она не обнаруживает в себе телекинетические способности и не начинает ими злоупотреблять. Кино о чертях в тихом омуте, которые вылезают оттуда не сами по себе, а благодаря тому, что туда вечно лезут посторонние. В роли истеричной мамы девочки Джулианна Мур, которой особенно хорошо удаются гримасы ужасы.

Starперцы

Джон Тертелтауб

Четверо уже немолодых друзей детства устраивают мальчишник в Вегасе по случаю предстоящей свадьбы одного из них, заключающего брак с девушкой вдвое его моложе. Еще одна вариация вышеописанного комедийного сюжета, на этот раз с героями, которым сильно за шестьдесят. Смотреть прежде всего из-за актерского ансамбля: в ролях старых «перцев» вовсю зажигающие Роберт Де Ниро, Морган Фриман, Кевин Кляйн и вернувшийся наконец-то в кино Майкл Дуглас.

Жизнь Адель

Абделатиф Кешиш

Пятнадцатилетняя Адель только начинает познавать себя — отдается знакомому мальчику и в ужасе понимает, что это не ее. А потом она встречает художницу Эмму — свою первую и, возможно, последнюю любовь. Ни разу не скучный трехчасовой эпос о судьбе, неприкаянности, страхе быть свободным, а также месте, которое человеку отводит общество, и любви как главном оружии сопротивления всему вышеперечисленному. У Кешиша это чувство и впрямь сшибает с ног — причем не только героинь, но и зрителей. Главный фильм года, «Золотая пальмовая ветвь» последнего Каннского кинофестиваля.