Не до жиру

Среда обитания
Москва, 19.12.2013
«Русский репортер» №50 (328)
Нынешний год закрывается в легком минусе, продажи автомобилей падают. Следующий, вероятно, будет еще хуже: отменяется льготное кредитование, вводится утилизационный сбор

Фото: Марина Лысцева/ИТАР-ТАСС

По итогам одиннадцати месяцев этого года продажи новых автомобилей в России упали на 6%. Статистика ноября и декабря вряд ли серьезно изменит картину: падение составит 5–7% от показателя 2012 года.

Отечественный автопром, как водится, выступил хуже рынка. Долгие годы удерживавшие первенство Kalina и Priora впервые сдали позиции, опустившись сразу на несколько строчек в рейтинге самых продаваемых автомобилей страны. Еще недавно абсолютный хит, Lada Samara теряет покупателей настолько стремительно (–40%), что АвтоВАЗ заговорил о скором снятии ее с производства. За честь тольяттинского завода в топе бьется теперь одна только Lada Granta. Бьется, впрочем, успешно: +43% к прошлому году и первое место со 154 тыс. проданных за 11 месяцев авто.

Общее падение продаж АвтоВАЗа — 16%. Сурово. Впрочем, надо сказать, схожие, а то и худшие показатели и у некоторых весьма уважаемых иностранных брендов — например, Nissan, Ford, Chevrolet, Peugeot. Практически у всех дела идут не особо бодро. Праздничным исключением выглядит Renault, чьи Logan и Sandero пользуются отличным спросом. А Duster так и вовсе заслужил титул «прорыв года»: практически удвоив продажи, он взлетел с семнадцатой на четвертую строчку в общероссийском рейтинге популярности.

Любопытным фоном к битве гигантов и общему охлаждению рынка служат успехи автомобилей из Китая. Пока остальные проседают, китайцы растут, причем совсем недурственно: по данным агентства «Автостат», порядка 15%. В результате уже сегодня каждая двадцать пятая продаваемая в стране машина — китайская. И в общем-то по делу. Некогда просто дешевые консервные банки made in China с каждым годом становятся все технологичнее, не отказываясь при этом от привлекательных ценников.

Что касается года будущего, там картина может получиться и вовсе удручающая. Прежде всего потому, что правительство уже объявило о досрочном прекращении программы льготного кредитования. По ней при соблюдении ряда условий государство брало на себя выплату 5,5% по кредиту, взятому на покупку автомобиля ценой до 750 тыс. рублей.

В нынешнем виде программа стартовала в июле — как раз для того, чтобы поддержать падающие продажи (без нее падение могло бы запросто перевалить за 10%). Продолжаться поддержка должна была как минимум до конца 2014 года. Однако бюджет оказался не резиновый. Так что, несмотря на то что у некоторых компаний доля льготных кредитов перевалила за половину от общего числа, к 1 января лавочку решено прикрыть. Понятно, что тот, кто подумывал о покупке льготно-кредитной машины, сделает это или прямо сейчас, или отложит покупку до лучших времен.

Кстати, в пользу такой покупательской логики есть и еще один аргумент. С первого же января правительство обязало всех автопроизводителей платить в казну так называемый утилизационный сбор. Раньше им облагались лишь импортеры, но требования ВТО суровы, и теперь этот налог де-факто коснется всех. А это 25 и более тысяч с каждой машины.

Чтобы защитить отечественного производителя, Минпромторг уже разрабатывает программы, которые позволят возместить автоконцернам потери — под видом субсидий на экологически чистое производство, научно-исследовательские разработки и т. п. Однако на законодательное оформление всех этих махинаций уйдет в лучшем случае несколько месяцев. Догадаться, кто все это время будет возмещать производителям падающие доходы, нетрудно. Покупатели. Так что с нового года подорожают и бюджетные машины, и кредиты на них.

Самые популярные в России иномарки

У партнеров

    Реклама