Жертвы е-лихорадки

Актуально
Москва, 16.01.2014
«Русский репортер» №1-2 (330)
Проблемы онлайн-сервиса по продаже авиабилетов Eviterra стали событием лишь на фоне предпраздничного новостного голода и предпраздничной же активности путешественников. В итоге пострадавших — купивших билеты, но не улетевших на отдых — оказалось лишь 50 человек. Но вся история продемонстрировала симптомы болезни роста интернет-коммерции: законодателям до нее дела нет, а бизнесом в Сети пытаются заниматься слишком много «чайников»

Фото: Jia Yuchen/Zuma Press/Global Look Press

Как это устроено

Eviterra — посредник посредников. И это не ругательство. Именно у них россияне покупают львиную долю авиабилетов. Не только сайты вроде Eviterra, но и любая авиакасса рядом с вашим домом — такой же посредник посредников.

Схема сложилась давно. Авиакомпании не были приучены самостоятельно продавать билеты еще с советских времен, когда за «Аэрофлот» это делало Главное агентство воздушных сообщений. А в современной России его место заняли агентства вроде «Авиа Центра». Они получают от авиакомпаний бланки билетов и доступ к системам бронирования. Чтобы продать как можно больше билетов, они нанимают субагентов — тех самых «посредников посредников». Это и офлайн-авиакассы, и интернет-сайты.

Практика не страшная и не криминальная. Это не тот случай, когда помидоры, пройдя через двух перекупщиков, дорожают в три раза. Торговцы авиабилетами ограничиваются небольшой комиссией, а зачастую продают их даже дешевле, чем сами авиакомпании.

Но во взаимоотношениях «Авиа Центра» с Eviterra схема дала сбой: «Авиа Центр» накануне новогодних праздников аннулировал около шести тысяч билетов, купленных через интернет-портал, потому что тот вовремя не перевел ему деньги за уже проданные билеты.

Кто виноват?

Все понемногу. «Авиа Центром» двигало, судя по всему, недоверие к партнеру: Eviterra уже не раз задерживала платежи. «Предвидя с какого-то момента, что он может понести убытки от взаимоотношений с Eviterra, “Авиа Центр” запаниковал и попытался эти убытки минимизировать, переложив их на плечи пассажиров. Сказал: “Извините, это ваши проблемы”», — говорит адвокат Eviterra Илья Новиков.

На самом же деле пассажирам до взаимоотношений агента и субагента не должно быть никакого дела. Они заплатили деньги и совершенно законно купили билеты.

То, что «Авиа Центр» начал за свой счет восстанавливать все аннулированные билеты, участники рынка склонны расценивать как косвенное признание собственной неправоты: «Был неправ, вспылил».

Однако нельзя снимать ответственность и с Eviterra. Именно она создала себе плохую репутацию в глазах «Авиа Центра», задерживая выплаты.

Болезни роста

История Eviterra — это про то, что не всякий амбициозный стартап заканчивается успехом. Миф об интернете как о легком способе заработать деньги привлекает в е-коммерцию всех подряд. Вот и руководитель Eviterra Николай Заярный до какого-то момента занимался лишь разработкой сайтов и их продвижением. В торговле авиабилетами, по его собственному признанию, ничего не понимал, но хотел, видимо, запрыгнуть на подножку уходящего поезда. Ведь конкуренция на рынке онлайн-продажи билетов в 2011 году (когда запускалась Eviterra) была еще не слишком большая, а сам рынок рос на 80–100% в год.

Запрыгнул, по собственным словам, «наступил на все грабли, на которые только можно было наступить», но при этом на вопрос, какая капитализация бизнеса устроит его через пять лет, отвечал: «Сто миллионов [долларов]».

Рынок оказался не так прост. Чтобы выбить себе место под солнцем, Eviterra, по рассказам ее конкурентов, начала демпинговать — продавала билеты ниже себестоимости, рассчитывая отбить убытки позже — за счет роста аудитории сайта и премий от авиакомпаний за объемы продаж. Но не успела: работа в минус не позволяла компании своевременно расплачиваться с «Авиа Центром».

Что делать авиапассажирам

Для клиентов онлайн-сервиса все закончилось относительно неплохо. Большинство из шести тысяч аннулированных билетов восстанавливаются. Те полсотни человек, которые не смогли улететь, получат компенсацию.

Но для тех, кто уже привык покупать билеты в интернете, нет четкого рецепта, как избежать судьбы этих горемык.

Самый надежный способ — покупать билеты в кассах или на сайтах самих авиакомпаний. В этом случае вы застрахованы от любой неожиданности, кроме, пожалуй, банкротства авиакомпании. Но дело это хлопотное. Фирменных офлайн-касс авиакомпаний почти не осталось (разве что в аэропортах), а их сайты далеко не так удобны, как специализированные онлайн-сервисы.

Покупать в интернете удобнее, но, как выяснилось, чуть рискованнее. Деньги вы потеряете вряд ли (все компании-агенты страхуют свою ответственность), но отпуск или деловая поездка могут быть испорчены.

Поэтому тем, кто от покупок в интернете отказываться не намерен, совет можно дать только один: ориентироваться все же не столько на цену билета, сколько на репутацию онлайн-сервисов, проверенную временем.

Новости партнеров

    Реклама