Трендовые новости

Тренды
Москва, 30.01.2014
«Русский репортер» №4 (332)

Комментарий

«Бананы в центре России расти не будут»

Андрей Шмакин, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН

Предыдущий год в России был отмечен разрушительными климатическими явлениями: несколько смерчей в Калужской и Тульской областях, страшный потоп на Дальнем Востоке. Как будет вести себя природа в ближайшем будущем, рассказывают климатологи

Ни в приморских паводках, ни в смерчах, обрушившихся на нашу страну, нет ничего сверхъестественного. В России ежегодно случались и будут случаться наводнения — из-за избыточных осадков, ледовых заторов, нагонных волн вблизи устьев крупных рек.

Но вообще климат в России в последние десятилетия меняется довольно сильно: на памяти информированного человечества это самое сильное изменение климата, которое, впрочем, намного слабее, чем события из геологической истории Земли. В стране происходит потепление, причем со скоростью более высокой, чем в большинстве других государств. На бытовом уровне оно почти незаметно — потепление надежно выявляется только при статистическом анализе полученных в результате измерений данных.

Последствия этого многообразны. Есть положительные: удлинение вегетационного сезона, сокращение ледовитости Северного морского пути. И отрицательные: оттаивание вечной мерзлоты, проникновение в высокие широты болезней, ранее отмечавшихся только в тропиках.

И все же климат меняется достаточно плавно, так что пока кардинальных изменений для, например, сельского хозяйства ждать не приходится. Бананы в центре России расти все равно не будут: зиму с морозами не отменяет даже глобальное потепление.

В этом году снова стоит опасаться характерного для страны бедствия — засухи. Вновь будут пылать лесные пожары, в некоторых регионах из-за отсутствия дождей возможны потери урожая.

Заботливые ветеринары из Больницы дикой природы, расположенной в английском графстве Бакингемшир, массируют спину пострадавшему ежу. Зверек свалился в канализационный люк и, обварившись в горячей токсичной воде, потерял 60% иголок. После месяца массажа с использованием крема с экстрактом алоэ вера еж пошел на поправку — сейчас его иголки полностью отросли.

47% жителей России откладывают деньги впрок, согласно исследованию ВЦИОМ. Копят в основном на покупку жилья, образование для будущих детей и лечение в частных клиниках.

На карликовой планете Церера бьют фонтаны

Snowline в переводе с английского «ледяная линия» — так астрономы называют черту, за которой находятся самые холодные планеты Солнечной системы. Эта условная линия совпадает с поясом астероидов между Марсом и Юпитером, в котором располагается карликовая планета Церера. Ученые из Юго-Западного института в Сан-Антонио (Техас) с 2009 года изучали поверхность этого небесного тела при помощи телескопа «Гершель». Последние снимки и спектральный анализ показали, что над поверхностью Цереры с постоянной интенсивностью испаряется жидкость, и у этого испарения есть как минимум два источника, которые ученые назвали «водяными фонтанами». Причина их возникновения пока точно не установлена. Возможно, все дело в увеличении температуры на поверхности Цереры из-за пролетающих мимо комет, а может быть, на планете есть действующие вулканы. (1)

Хищные рыбы меньше страдают от токсинов

Множество рек в России загрязнено химическими отходами, которые сбрасывают в них всевозможные заводы и фабрики. Рыба там гибнет или становится непригодна в пищу. Ученые из Института биологии внутренних вод, расположенного в Ярославской области, выяснили, какие семейства рыб более всего подвержены действию токсинов.

Поймав щуку, которая недавно плотно поела мелкой растительноядной плотвы, ученые провели анализ крови хищницы и извлеченных из ее желудка несчастных рыбешек. Выяснилось, что количество токсинов в организме плотвы значительно больше, чем в организме щуки. Таким образом, травоядные рыбки, которыми питается щука, работают для нее спасительными таблетками: их мясо помогает хищнице справляться с отравлением. (2)

Дыхание сибиряков помогает им не мерзнуть

В течение 2013 года ученые из НИИ физиологии человека СО РАН исследовали группу мужчин в возрасте от 18 до 30 лет, проживающих на территории Западной Сибири. Группу испытуемых численностью 50 человек наблюдали в летний и зимний периоды. Ученые замеряли показатели дыхательной системы и выяснили, что летом объем легких сибиряков значительно увеличивается из-за повышенной потребности в вентиляции организма. В холодное время года включается «зимняя программа», то есть происходит оптимизация аппарата внешнего дыхания. Поддержание комфортной для жизнедеятельности температуры тела зависит от сохранения тепла и сниженной вентиляции — как следствие, легкие начинают работать не в полную силу. (3)

Раки видят больше всех живых существ

Раки-богомолы, обитающие в Средиземном море, а также на глубинах Тихого и Индийского океанов, подобно летучим мышам и совам, отлично ориентируются в темноте, потому что воспринимают инфракрасное излучение. Кроме того они способны видеть ультрафиолетовые лучи, что помогает им охотиться на мелких моллюсков. Но главная особенность зрения раков-богомолов — отличный от всех остальных живых существ принцип восприятия цветов. Ученые из Квинслендского института мозга недавно обнаружили, что они отличают один цвет от другого не за счет их противопоставления, или, как говорят специалисты, дискриминации. Просто глаз рака, реагируя на каждый отдельный цвет, двигается по-разному, эти сигналы поступают в мозг, который определяет, какого цвета объект перед ним находится. (4)

Источники: (1) Michael Kuppers et. al. // Nature. January 23, 2014. P. 525–527.  (2) Аминов А. И. и др. // Биология внутренних вод. 2013. № 4. С. 82–88.  (3) Шишкин Г. С. и др. // Физиология человека. 2014. Т. 40. № 1. С. 106–112.  (4) Hanne H. Thoen et. al. // Science. January 24, 2014. P. 411–413.

Россияне на пенсии