«В вузах не учат состраданию»

Тренды
Москва, 13.02.2014
«Русский репортер» №6 (334)
Денис Любушкин. Учился в МГПИ и МИОО, работает социальным педагогом, психологом, учителем социально-экономических дисциплин

Чему научился в вузе

  1. Умению держать себя на публике, выступать перед большим количеством людей — а значит, и отвечать за каждое высказывание.
  2. Умению постоянно искать и обновлять свои знания не только об изучаемом предмете, но и об обществе в целом.
  3. Дали вектор, куда направить умение ярко выступать и полученные знания, иными словами, научили преподавать, то есть транслировать полезные знания другим людям.
  4. Умению слушать и выстраивать обратную связь. Мало знания транслировать, важно понимать, что о них думают те, кто их воспринимает, так как уроки учитель дает все-таки не для себя, а для других.
  5. И последнее — это… смирение. В вузе дали четкое понимание, что педагог может сделать и чего не может. Например, педагог не может накормить всех обездоленных, сделать всех детей счастливыми, обучить всех детей на отлично и… избежать ошибок.

Чему не учили, но что понадоби-лось в школе

  1. Учителей практически не учат работать в правовом поле, поэтому они учатся работать в «авторитетном», где педагог может отпустить какую-то обидную шуточку, или выгнать из класса, или надавить своим авторитетом, чтобы ученик стал послушным.
  2. Учителей не закаляют. Дело в том, что подавляющее большинство учителей после выпуска, да и их уже более опытные коллеги, не представляют, что делать в ситуации откровенного хамства со стороны демонстративно агрессивных детей. А родителей? А коллег (бывает и такое)? Я хочу сказать, что любая потенциально стрессовая ситуация вводит учителя в ступор.
  3. Очень пригодилось бы понимание того, что у школы в информационном поле множество конкурентов, например интернет. И то, что предлагает интернет, иногда идет вразрез с  тем, что предлагает учебная программа.
  4. Как ни странно, в вузах не учат состраданию. Нет, поймите меня правильно, там есть разные благотворительные программы, декларация педагогических принципов… То есть учат проявлять сострадание, а не испытывать его. Вообще, работе с эмоциями и чувствами, с личностью будущего педагога фактически не уделяют внимания либо уделяют, что еще хуже, формально.
  5. Пригодились навыки самоуправления. Настоящего самоуправления. Но они были получены не в вузе. Дело в том, что в вузах, ссузах и школах воспроизводится одна и та же схема самоуправления — это актив учащихся, которые воплощают то, что придумали «наверху», а это схема формирования не «управляющих», а «чиновников-исполнителей». По идее между самоуправлением и администрацией должны возникать хотя бы небольшие трения, однако актив проявляет поразительную лояльность к администрации. Обычно молодые педагоги воспроизводят среди учеников ту модель самоуправления, какую испробовали на себе в студенчестве. Иными словами, в вузах не учат принимать на себя ответственность за себя самого или за группу единомышленников, учат исполнению, но не творчеству.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №6 (334) 13 февраля 2014
    Олимпиада-2014
    Содержание:
    От стадионов вдалеке

    Главное спортивное соревнование четырехлетия так или иначе коснулось всех сочинцев. Даже тех, кто этого не хотел. Олимпиада не только на стадионах, она везде — в кафе и церкви, в магазине и загсе

    Реклама