Снова в школу

Среда обитания
Москва, 20.02.2014
«Русский репортер» №7 (335)
Почему дети не имеют национальности, а возрастной барьер — условность и студенты могут дружить со стариками, как со сверстниками? На эти и другие философские вопросы отвечали участники торжественной церемонии открытия третьего сезона Школы волонтера

Фото: Александр Широков

— Возьмите цветной карандаш и обведите ладонь. Рядом напишите слово «волонтер», свое имя и пять сильных качеств, которые цените в себе не только вы, но и окружающие люди, — предлагает ведущий. Уже через несколько минут после старта все запросто зовут парня Федей. — Неплохо бы каждому из нас для начала разобраться в себе и понять: а готов ли я просто так сделать что-то хорошее для незнакомого человека?

Вот уж не думала, что в ранге без пяти минут абитуриентки снова пойду учиться в школу, как второклашка, начну раскрашивать ладони и поучаствую в коллективном поиске светлой стороны своего «я»!

Первый день работы Школы волонтера, цель которой — объяснить новичкам, чем занимаются добровольцы, кому помогают, почему делают это бесплатно, — организаторы превращают в праздник, в молодежную тусовку, и правильно делают. Легко включившись в игру, мы, студенты и старшеклассники, получаем подарки, «взрываем» воздушные шары, строим арт-объекты и даем им названия: «Дети», «Паралимпиада», «Пенсионер». Неожиданно для себя начинаем говорить на языке образов, объяснять себе и друг другу, почему дети не имеют национальности, а возрастной барьер — всего лишь условность и мы можем дружить со стариками, как со сверстниками. Что делает человека с ограниченными возможностями сильнее тех, у кого есть руки и ноги, и какого отношения к себе он ждет.

Чувствую, как захватывает атмосфера всеобщего воодушевления, но тут меня «приземляет» крепкий голубоглазый парень по имени Антон, выпускник второго сезона Школы волонтера.

Один из лидеров волонтерского движения Олеся Волченкова участвует  в работе школы rr0714_081_1.jpg Фото: Александр Широков
Один из лидеров волонтерского движения Олеся Волченкова участвует в работе школы
Фото: Александр Широков

— Я пришел к добровольцам исключительно из корыстных соображений, — признается он, посмеиваясь. — Узнал, что в рамках школы проходят тренинги, лекции по психологии, социологии, а мне все это нужно: в этом году буду поступать на психфак. Так что, уж простите, я не из романтиков.

— Да не слушай ты Антоху! — подключается к разговору друг парня по имени Олег. — Сначала он, конечно, свой интерес искал, а потом даже меня в благородное дело втянул. Сейчас мы с волонтерами, специализируемся на event-событиях.

Мама, будь волонтером

Когда попадаешь на такое масштабное действо, кажется, что добровольческое движение у нас в стране — большая сила, но это не так. По сути, оно только начинает развиваться, и цифры говорят сами за себя: в той же Германии каждый третий житель страны отдает работе в добровольческих ассоциациях более 15 часов в месяц, а у нас в России только 1,5% населения — волонтеры.

— Действительно, есть такая статистика, но она, на мой взгляд, не вполне корректна, — считает один из организаторов школы, директор региональной общественной организации социальной поддержки молодежи «Студенческая община» Олеся Волченкова. — Например, какая-нибудь немецкая фрау испекла пирог, принесла его в школу — вот она и волонтер. Если так подходить, у нас полстраны — волонтеры: папы стулья в школах чинят, мамы не только пироги пекут, но и убираться помогают в классах. В России понятие «волонтерство» имеет более широкий смысл и ближе к понятию «социальное служение».

— Но в чем со статистикой не поспоришь, — продолжает Олеся, — абсолютное большинство добровольцев у нас — молодежь. В западных странах для общества больше делают представители среднего возраста и особенно пенсионеры. Выходя на пенсию, люди становятся социально активнее: начинают путешествовать, занимаются благотворительностью. В России пожилой человек, как правило, закрывается, сидит дома, помогает собственным детям с малышами справляться. Такая вот культурологическая особенность. Мы, конечно, стараемся развивать не только молодежное направление, но и волонтерство «серебряного» возраста. Я и свою маму активно агитирую. Она обещала, что через пять лет, когда Универсиада будет проходить в Красноярске, поучаствует в ней как доброволец.

Кстати, скоро у нас десятая, юбилейная акция «Георгиевская ленточка». Предлагаю всем вливаться: не знаю почему, но именно «ленточка» эмоционально заряжает так, что хочется и дальше делать для всех что-нибудь хорошее.

О тайне предназначения

У каждого участника Школы волонтера свой путь к тому, что называют социальным служением.

Автор проекта «Школа волонтера» Олеся Львова rr0714_081_2.jpg Фото: Александр Широков
Автор проекта «Школа волонтера» Олеся Львова
Фото: Александр Широков

— Окончив вуз, я работала сначала в рекламном бизнесе, руководила отделом маркетинга, — рассказывает руководитель и автор проекта «Школа волонтера» Олеся Львова. — Никакого намека на бескорыстное служение в том, чем я занималась, не было. В какой-то момент поняла: в жизни нет смысла, а мне он необходим. Следующие вопросы: зачем тогда все продолжать? Чего я по-настоящему хочу? Размышления привели к тому, что я уволилась и начала преподавать. Поскольку рабочий день стал ненормированным, появилось свободное время, а тут моя одноклассница объявила, что продвигает международный волонтерский проект — Европейскую конференцию молодежи Ротари-клуба.

Собралась команда в десять человек, мы поделили зоны ответственности и начали работать. Идея была простая: показать молодежи Запада современную Россию, поднять статус и имидж страны в глазах европейской общественности. Звучит красиво, но представьте масштаб работы! Нужно было принять участников из 40 стран (всего приехали 600 гостей), разместить их, провести встречи, конференции. Делегаты сами платили за жилье, остальное — наше дело. Денег нет, надо искать спонсоров. В трудный момент нам очень помог департамент культуры Москвы: с площадкой, организацией, выпуском имиджевой символики.

Позднее, когда департамент начал организацию казанской Универсиады, я тоже в долгу не осталась: предложила свою помощь в качестве тренера. Вот так для меня все начиналось, а сейчас я уже веду свой проект.

— Программа нашей первой школы была направлена на профессиональный рост добровольцев, — объясняет Олеся. — Но потом мы поняли, что не менее важна и другая задача: вовлекать как можно больше новичков в волонтерскую деятельность. Провели опрос среди студентов — наша аудитория от 18 до 23 лет — и выбрали интересные для них темы: тренинги личностного роста и развития, снятие коммуникативных барьеров. Кажется, что может быть проще? Подошел к человеку — заговорил. Но многим молодым людям общаться вживую, а не по интернету, сложно.

Есть у нас тренинги, которые позволяют парню или девушке понять себя, разобраться, в каком направлении идти, что их по-настоящему интересует, в каком деле человек способен реализовать себя. Мне, например, в свое время такой услуги никто не предложил, а жаль! Опыт проведения трех школ дает мне право утверждать, что ребята во время занятий меняются, становятся более открытыми. Зажатость, комплексы, страхи уходят, а на их место приходит желание общаться, узнавать мир, помогать другим — и это здорово!

Где записаться в школу

Зарегистрируйся на сайте mosvolonter.ru или «ВКонтакте» http://vk.cc/2c6Eq3 и запишись на занятия. Они проходят с 15 февраля по 30 марта по адресу: Зубовский бульвар, 2, здание Музея Москвы

Какие есть тренинги

  • Эволюция личности: занятия направлены на раскрепощение, освоение техники позитивного мышления, борьбу со страхами и комплексами.
  • Мое призвание: определение сильных сторон личности и выбор траектории профессионального развития.
  • Эффективные коммуникации: улучшение коммуникативных навыков, использование в разговоре вербальных и невербальных
  • техник.
  • Конфликтология: снижение агрессии, безболезненный выход из конфликтной ситуации и умение аргументировать свою точку зрения.
  • Лидерство и командообразование: навыки командной работы.
  • Целеполагание: правильная расстановка приоритетов, умение формулировать цели и пути к их достижению.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №7 (335) 20 февраля 2014
    Олимпиада-2014
    Содержание:
    Герои Сочи

    Вставать каждый день в шесть утра, тренироваться часами, терпеть боль, жить вдали от дома, не вылезать из спортзала, все время слушаться кого-то, есть, что говорят, ходить, куда говорят, отдыхать, когда говорят, добровольно прожить первые 20–30 лет под надзором и гнетом ответственности — таков удел профессионального спортсмена. Он идет на это осознанно, хотя никто не гарантирует, что взамен он получит славу и богатство. «РР» предлагает читателю человеческие истории Олимпиады, не обязательно победные, но точно героические

    Реклама