Фильмы

Афиша
Москва, 13.03.2014
«Русский репортер» №10 (338)

Мнение

Севастополь внутри

На днях в издательстве «Сеанс» наконец-то вышла книга «Балабанов». Полное и всестороннее исследование фильмографии и биографии режиссера с массой архивных фотографий.

Имя Балабанова в эти дни часто поминали в соцсетях не в связи с выходом этой книги, а в связи с фильмом «Брат-2», который внезапно снова обрел актуальность в контексте крымских событий. Умение ловко вставить в свое кино злободневные моменты во многом способствовало народной популярности балабановских фильмов, в первую очередь первого «Брата», ставшего поистине народным кино. Неслучайно образ Данилы Багрова использовался в предвыборной кампании и Путина («Данила — наш брат, Путин — наш президент»), и Прохорова («Сила — в правде!»). Но оно же и оттолкнуло от него многих коллег: Герман-старший, к примеру, просто перестал здороваться с Балабановым после «Брата».

Столкнувшись с вечной проблемой умного художника в неспокойной стране (чью сторону занять в мире, который, по-твоему, вовсе не черно-бел?), Балабанов выбрал обманчиво безопасную позицию наблюдателя. В своих интервью он часто подчеркивал, что не хочет никого ничему учить («Хочешь сделать заявление — пиши статью», цитирую по памяти), что фильм должен фиксировать всю неудобную двусмысленность мира, не вынося ему приговора.

 На самом деле вердикт нашей реальности Балабанов, конечно, выносил. Все его фильмы о том, что мир, который еще недавно скрывался под уютным покровом советской пропаганды, на самом деле таков, какова вообще жизнь: он запутан, в нем много правд и полуправд, в нем зло часто имеет приятное лицо честного парня, а добро приходит с ножом под ребро. В этом мире лихо и страшно —  и именно этого страха не могли простить Балабанову. Он вытаскивал из углов, подворотен и кухонных разговоров то, о чем мы предпочли бы забыть, и в полный рост демонстрировал это на экране.

 Есть мнение, что этим Балабанов легитимизировал то, что должно было бы находиться вне закона (во всяком случае нравственного).  С этим аргументом трудно спорить — экран действительно обладает силой материализовать желаемое, по крайней мере в это верил придумавший соцреализм Сталин. И то, как лепит общественное мнение картинка на центральных телеканалах, мы тоже видим.

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

Короткий срок

Дестин Креттон

Типичная санденсовcкая микродрама о добре и терпимости. Дело происходит в интернате для трудных подростков, герои — добровольцы-надзиратели и собственно малолетние хулиганы и прочие правонарушители. Они тоже находятся в заведении добровольно: по правилам игры воспитанник, которому удалось выйти за территорию интерната, не может быть насильно в него возвращен. Мало-помалу педагогическая поэма превращается в мрачный саспенс, но штам-пы «доброго кино» все-таки торжествуют.

Конгресс

Ари Фольман

Второй фильм израильского режиссера-аниматора Фольмана (возможно, вы помните его документальный мультфильм «Вальс с Баширом») уже не имеет никакого отношения к реальности. Это экранизация «Футурологического конгресса» Лема, впрочем, крайне вольная. Безработная актриса (Робин Райт), выйдя из того возраста, когда еще прилично сниматься в экшен-боевиках, соглашается на финальный контракт: ее тело (и сознание) будет отсканировано и помещено в виртуальный мир. Очнувшись в нем (тут начинается собственно анимационная часть), она попадает в лемовскую галлюцинацию, по сравнению с которой «Матрица» кажется унылой фигней.

Отель «Гранд Будапешт»

Уэс Андерсон

Новый фильм всегда немного инфантильного Уэса Андерсона демонстрирует его внезапное режиссерское взросление. Вместо бесконечных историй о молодых людях, травмированных детством в дисфункциональной семье, — панорама эпохи. Конечно, весьма специфическая: бури XX века даны эхом, разносящимся по коридорам альпийской здравницы «Гранд Будапешт». Санаторий населен сонмом экзотических персонажей.

Ив Сен Лоран

Джалил Леспер

Скучноватая кинобиографиия Ива Сен Лорана, переходящая дорогу действительно интересному фильму на ту же тему — «Сен Лорану» Бертарана Бонелло, выход которого планируется на осень. Обе картины  — примерно об одном: о взлете Лорана в качестве главы дома Dior. Только Леспер рассказывает все это стандартным языком французской  буржуазной драмы средней руки, да и актеры у него — не пойми кто. Впрочем, фильм вполне годится как разминка перед октябрьской премьерой версии Бонелло, в которой играют уже настоящие звезды — Леа Сейду, Джереми Реннер, Луи Гаррель и Гаспар Уллель.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №10 (338) 13 марта 2014
    Украина
    Содержание:
    Крым: последний рубеж

    На стене бойлерной в Симферополе надпись: «Поздравляем всех женщин с наступившей весной!» Как трогательно, можно было бы сказать, если бы чуть выше уже другой рукой кто-то не добавил: «русской весной». До чего же все-таки просто из праздника сделать митинг

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Культура
    Среда обитания
    Реклама