Музыка

Афиша
Москва, 27.03.2014
«Русский репортер» №12 (340)

Я думаю, для этого не придумали слово

СБПЧ

Мнение

«Я думаю, для этого не придумали слово»

Популярная экспериментальная группа «Самое большое простое число» выпустила новый, пятый по счету альбом.

После «Флешки» и «Лесного оракула», на которых «СБПЧ» с переменным успехом притворялись рок-группой, альбом «Я думаю, для этого не придумали слово» выглядит как возвращение в 2008 год, во времена «СБПЧ Оркестра». Преимущество того прорыва с десятком коллабораторов было не только в ощущении живой лаборатории и смелого эксперимента, но и в трагической лиричности, которая просачивалась сквозь весь балаган — в треках «Рождество», «Это», «На два».

Спустя шесть лет и два альбома песен, слепленных как будто по лекалам детских стихотворений, «СБПЧ» снова обращаются к умной электронике и речитативам. Только теперь фоном служит чуть более ритмичная и гипнотическая музыка, которая, в общем-то, готова к употреблению и без вслушивания в текст. «СБПЧ» сделали огромный шаг вперед — они стали более музыкальны, чем когда бы то ни было, хотя в «Флешке» и «Лесном оракуле» они даже пели, пусть слушать это было тяжело.

Впрочем, ругать прошлые альбомы не хочется: в них есть замечательные песни. Но песни эти были, как признает и сам Кирилл Иванов, «полые», то есть они существовали скорее как формы, требующие заполнения, как демоверсии. Может, когда-нибудь люди, которые сделают каверы на «Два задания», «Улицу» и, конечно, «Живи хорошо!», обогатятся.

А вот от альбома «Я думаю, для этого не придумали слово» нет ощущения недоделанности или неопрятности. Наоборот, это очень чистая, красиво сделанная, где-то даже холодная запись, напоминающая новейших The Knife.

«Нельзя сказать короче» — одна из лучших и неожиданных песен на пластинке; пока не услышишь голос Кирилла Иванова, трудно поверить, что это «СБПЧ». Такое же сильное музыкальное впечатление производит песня «Взвешен» — во многом благодаря певице Нааде, которая приняла участие в ее сочинении и исполнении. Что касается текстов, то Иванов по-прежнему блестяще соединяет детские колыбельные и тему неминуемой смерти. «Тебе не соврали, да, это правда: я и мама умрем».

Наталья Зайцева, музыкальный обозреватель «РР»

29/03, 20.00. «Хроноп»

China Town Cafe

Старинная, горьковская еще рок-группа, чьи пластинки не выкидывает даже Захар Прилепин. В советское и постсоветское время «Хроноп» не впрыгнул в первый вагон русского рока, хотя две их песни перепел «Чиж и Со» (Still Life и «Любитель жидкости»), сделав их популярными. В девяностые «Хроноп» экспериментировали, а в нулевые вернулись к простым задушевным балладам, вскрывающим их бесхитростные ориентиры, о которых можно догадаться даже по названиям песен: «Любовь, свобода и рок-н-ролл», «Ангел с маленькой грудью», «Когда сотрутся джинсы» и «Пора мне бить по струнам».

3/03, 19.00. Федор Чистяков

Центральный дом художника

Один из самых талантливых музыкантов первой волны русского рока, чья карьера оборвалась внезапно и безумно: Чистяков напал с ножом на свою подругу, решив, что она ведьма. После тюрьмы, психиатрической больницы и обращения к богу с помощью «Свидетелей Иеговы» Федор Чистяков вернулся к концертной деятельности и сочинительству. И хотя поклонники музыканта не перестают вздыхать, что Чистяков уже не тот и не рождает отчаянных хитов вроде «Человека и кошки» и «Настоящего индейца», музыкант вовсе не исписался: последний на сегодня его альбом «Правило игры» талантлив и интересен.

29/03, 20.00. Takenobu

Филармония нового музыкального искусства

Американец с японскими корнями Ник Такенобу Огава вырос в Вермонте, где бегал по лесам и занимался игрой на виолончели. Но в какой-то момент ему надоело играть академические пьесы, и он стал перекладывать на виолончель блюзы, блю-грасс и прочую неочевидную для классического инструмента музыку. В Киото, куда он поехал пожить после школы, он учился играть и петь, а также впитывал японскую культуру. В результате сегодня Такенобу пишет довольно странную музыку, напоминающую одновременно минимализм а ля Алексей Айги и американский фолк, в котором роль гитары выполняет виолончель.

29/03, 22.00. «Паперный ТАМ»

Клуб «Мастерская»

Алексей Паперный, музыкант, драматург и ресторатор — если его клубы «Мастерская» и «Китайский летчик Джао Да» можно считать ресторанами. Скорее, это общекультурные площадки, вполне отвечающие духу тех песен, которые сочиняет «Паперный ТАМ»: веселые, интеллектуальные, театральные, тонкие и остроумные, порой грустные, но никак не скучные. «Танцы», «Пых-пых-пых» и «Звезда» — любимые и далеко не единственные хорошие песни Паперного.

27/03, 19.00. Пятый международный фестиваль Мстислава Ростроповича

Московская консерватория им. П. И. Чайковского

В день открытия фестиваля 27 марта в Большом зале консерватории прозвучат симфония №3 «Героическая» Бетховена и симфония №5 Сибелиуса. Исполняет Лондонский оркестр «Филармония», дирижер Эса-Пекка Салонен. В другие дни в рамках фестиваля прозвучит музыка Шостаковича, Сен-Санса, Моцарта, Равеля, Берлиоза, Брукнера, а в исполнителях заявлены Российский национальный оркестр, Филармонический оркестр Радио Франции, Симфонический оркестр Штутгартского радио.

28/03. и 29/03, 20.00 Нино Катамадзе & Insight

Московский международный Дом музыки

Певица, чей голос заставляет публику на концертах суетливо искать носовые платки в карманах и сумочках, а также петь хором и ностальгировать по Грузии, даже если ты там никогда не бывал. Сложно в это поверить, но Нино Катамадзе с нами уже 15 лет — этой дате посвящены концерты в Москве. За это время этноджаз-дива записала пять студийных альбомов: White, Black, Blue, Red и Green.

У партнеров

    Реклама