Победа носа над ушами

Известно, что наш глаз способен различать несколько миллионов цветовых оттенков, а ухо — около полумиллиона звуков. А вот с носом ясности не было. Диапазон различаемых запахов был выведен лишь теоретически и оценивался примерно в десять тысяч. Но совсем недавно в журнале Science были опубликованы результаты исследования, доказывающие, что мы способны определять больше триллиона разных запахов. Это означает, что обонятельная система по своим возможностям превосходит все другие органы чувств

Фото: Richard Levine/Alamy/ИТАР-ТАСС

Изучать запахи очень сложно. Звуковые и световые волны можно описать цифрами, поэтому их так легко воспроизводить на компьютере. А вот физические границы обонятельных стимулов куда более туманны. Кроме того, запахи — это обычно смеси нескольких разных молекул. Например, аромат розы состоит из 275 компонентов.

В эксперименте американских ученых использовались смеси из 10, 20 и 30 обонятельных молекул (в равных долях). Как минимум половина испытуемых смогла различить смеси, три четверти компонентов в которых были общими. Некоторые смогли уловить и более тонкие различия.

После математической обработки результатов удалось вычислить количество обонятельных стимулов, которые способен различать человек, — более одного триллиона. Однако ученые отмечают, что это нижний порог. Возможно, эта цифра гораздо больше.

Десять самых интересных исследований запаха

1. Израильские ученые в ходе экспериментов с использованием прибора e-nose («электронный нос») выяснили, что оценка запахов как приятных, так и неприятных основана на психофизиологии и практически не зависит от индиви-дуальных предпочтений, национальных и культурных различий.
  2. Испанские ученые подтвердили, что запах тела каждого человека является уникальным и его можно использовать в новых технологиях идентификации  личности наряду с отпечатками пальцев и рисунками радужной оболочки глаза.
  3. Некоторые виды животных и насекомых обладают столь чувствительным обонянием, что могут определить начинающуюся у человека болезнь. Ученым удалось, к примеру, использовать пчел для определения диабета, мыши успешно различали запах при раке легких, а собаки чуяли рак яичников.
  4. Российские биологи из Новосибирска и Кемерова установили, что люди тоже способны определять болезнь по запаху. Девушкам-испытуемым давали понюхать ткань, пропитанную мужским потом. В одних случаях это был пот здоровых людей, в других — пациентов с венерическими болезнями. Эксперимент показал, что запах больных вызывает более негативную реакцию. Ученые связывают это с эволюционными механизмами: запах помогает избегать нездоровых половых партнеров.
  5. Ученые обнаружили, что обоняние есть даже у бактерий. В ходе экспериментов, направленных совсем на иные цели, исследователи получили доказательства того, что почвенные бактерии способны реагировать на запах аммиака.
  6. Под действием стресса человек начинает воспринимать нейтральные запахи как неприятные. Находясь в тревожном состоянии, мы замечаем запахи, на которые в состоянии эмоционального равновесия не обратили бы внимания.
  7. Немецкие биологи выяснили, что первые насекомые не обладали обонянием. Способность воспринимать запахи появилась у них довольно поздно в ходе эволюционного развития, примерно в то же время, когда они освоили полет.
  8. Канадские ученые предлагали испытуемым оценить ароматы, в то время как на экране компьютера появлялось его «приятное» или «неприятное» описание, выбранное случайным образом. В результате все вещества с «приятным» описанием получили больше положительных оценок.
  9. Опыт, проведенный американскими уче-ными на мышах, показал, что одновременное ощущение боли и восприятие какого-либо запаха заставляет обонятельные нейроны в будущем воспринимать этот запах намного острее.
  10. Британские ученые утверждают, что одним из главных критериев при выборе партнера для женщины является запах его пота. В ходе эксперимента женщинам давали понюхать футболки мужчин и высказать свои предпочтения. Выбор каждой из них оказывался неизменным на протяжении нескольких проб через определенный промежуток времени. Ученые объяснили результаты наличием генетических предпочтений определенных запахов тела, которые нужны для оценки совместимости на генном уровне.

№13 (341) 3 апреля 2014