Трендовые новости

Тренды
Москва, 03.04.2014
«Русский репортер» №13 (341)

Цифра

2154 академика смогут работать в Российской академии наук согласно ее новому уставу, принятому на первом заседании после объединения с Академиями медицинских и сельско-хозяйственных наук. При этом в РАН будет максимум 948 действительных членов и 1206 членов-корреспондентов.

«У каждого города свое климатическое лицо»

Павел Константинов, руководитель метеорологического отдела Метеообсерватории МГУ

Запущен масштабный проект по экспериментальному исследованию городской метеорологии «Климатические тайны Арктики: исследование климата полярных мегаполисов»

В климатологии осталось мало белых пятен: спутники и другие автоматизированные методы наблюдения лишают ее географической романтики и превращают в кабинетную науку. Но в городской климатологии, которая как раз переживает свой расцвет, пока еще не все ясно: исследование города порой дает совершенно неожиданные результаты. В частности, у нас крайне мало информации о микроклиматических особенностях городов, расположенных за полярным кругом. Поэтому и появился проект «Арктическая одиссея» — официально он называется немного иначе, но поскольку мы всю зиму активно перемещаемся между городами арктической зоны, то для социальных сетей выбрали более подходящее название. В 2013 году наш проект поддержало Русское географическое общество.

Главная цель — понять, насколько силен в зимний период городской остров тепла в полярных городах. Помните, что днем в городе жарче, чем на даче? Этот феномен сильнее проявляется в холодное время.

В рамках проекта мы исследуем четыре самых крупных города, расположенных в Заполярье: Мурманск, Норильск, Воркуту и Апатиты. У каждого из них свое «климатическое лицо». Термическую неоднородность городов мы изучаем тремя способами — с помощью неподвижных метеорологических датчиков, профессиональных автоматических станций и передвижных автомобильных измерительных комплексов.

Ничего подобного в этом веке в России еще не проводилось.

Яна Сергиевская (Школа научной журналистики «РР» — МГППУ)

Эзоп знал жизнь

В одной из своих знаменитых историй древнегреческий баснописец Эзоп описывает, как ворона бросала камушки в кувшин с водой, чтобы вода поднялась и птица смогла попить. Зоологи из Новой Зеландии решили проверить, насколько эта басня близка к реальности.

Новокаледонскому ворону предстояло достать корм, плавающий на поверхности воды в цилиндре. Для этого ему нужно было бросать в воду разные мелкие предметы, чтобы поднять ее уровень. Опыт проводили в разных вариантах: например, часть предметов не тонула, и ворон должен был научиться отличать тонущие предметы. С большей частью заданий ворон справился блестяще — ученые заявляют, что его способность понимать причинно-следственные связи достигает уровня пятилетнего ребенка. (1)

Компьютеры сражаются со старением

Исследователи уже научились в несколько раз продлевать жизнь лабораторным животным, но традиционный путь создания и клинических испытаний лекарств, способных существенно замедлить наступление старости у человека, займет десятилетия. Чтобы ускорить этот процесс, ученые из нескольких российских научных центров, занимающиеся механизмами старения, создали компанию In Silico Medicine, которая будет специализироваться на компьютерном моделировании влияния на организм человека лекарственных препаратов, предназначенных для борьбы со старением клеток.

Виртуальное экспериментирование in silico (то есть в кремнии, в компьютере) — приобретающий все большее распространение научный метод, который ставят в один ряд с традиционными экспериментами in vivo (то есть на живых организмах) и in vitro (в пробирке). Это, конечно, не заменит полностью клинические испытания геропротекторов, но намного ускорит и удешевит подготовку этих лекарств. (2)

Синтезирована искусственная хромосома

Биоинженеры под руководством Джефа Буке из Университета Нью-Йорка синтезировали полноценную искусственную хромосому. Это третья хромосома дрожжей, состоящая из 273 тысяч нуклеотидов, в код которой ученые внесли около 50 тысяч модификаций. Затем хромосома была разделена на фрагменты, которые были введены в клетки дрожжей, проникли в клеточное ядро и воссоединились там, образовав работающую хромосому.

Дрожжи с искусственной хромосомой не уступают в жизнеспособности обычным дрожжам, притом что даже одна неправильная модификация в геноме способна убить клетку. Это важный шаг в синтетической биологии — науке о создании новых живых организмов, способных, например, производить лекарства, еду или биотопливо. (3)

Польза от выключения гена

Американские специалисты по питанию давно обратили внимание, что ген FAT10, включающийся у людей во время воспалений и некоторых заболеваний, связан не только с иммунной системой, но и с накоплением жира в организме. В новом исследовании его попробовали выключить, и оказалось, что мыши с поврежденным геном живут на 20% дольше своих обычных собратьев и не накапливают жир, хотя их аппетит только возрастает.

Авторы статьи еще не знают, связано ли увеличение продолжительности жизни мышей с меньшей склонностью к ожирению или с каким-то пока неизвестным влиянием гена FAT10. (4)

Источники: (1) Jelbert S. A. et al. // PLoS ONE. March 26, 2014; (2) Zhavoronkov A. et al. // Front. Genet. March 2014; (3) Annaluru N. et al. // Science. March 27, 2014; (4) Canaan Allon et al. // PNAS. March 24, 2014.

Где живут кандидаты наук