Трендовые новости

Тренды
Москва, 17.04.2014
«Русский репортер» №15 (343)

Комментарий

«Через десять лет мы получим лекарство от болезни Альцгеймера»

Яньчжуан Ван, сотрудник лаборатории молекулярной и клеточной биологии и биологии развития Университета Мичигана

С болезнью Альцгеймера сражаются в сотнях лабораторий по всему миру. Каждое новое открытие может восприниматься как прорыв. Недавно было объявлено, что ученые из Университета Мичигана выяснили, что причиной развития болезни Альцгеймера может быть расслоение аппарата Гольджи (это одна из органелл клетки). Заблокировав этот процесс, они добились снижения скорости развития заболевания на 80%.

Мы изучали процессы, происходящие в нервных клетках мышей, страдающих болезнью Альцгеймера. Нейроны начинают работать неправильно и потом гибнут, когда в них образуются белковые бляшки — скопления белка бета-амилоида. Посмотрев на срезы мозга животных с разной стадией развития болезни, мы обнаружили, что на поздних этапах аппарат Гольджи, который отвечает за транспортировку синтезированных в клетке веществ, расслаивается на части. Процесс выглядит примерно так: в клетке образуется слишком много бета-амилоида, это усиливает активность фермента Cdk5. Фермент в свою очередь разрушает белок GRASP65, один из основных компонентов аппарата Гольджи. Это приводит к еще большему скоплению бета-амилоида в клетке. Получается замкнутый круг.

Мы попытались парализовать работу фермента Cdk5 при помощи препаратов, состав которых пока раскрывать рано. Скорость образования белковых бляшек в клетках мозга лабораторных мышей снизилась на 80%. Наши исследования были основаны на экспериментах с клетками в чашке Петри, и сейчас нужно подтвердить выводы с помощью опытов над живыми мышами. А дальше приступим к тесту на человеке. Если все пойдет удачно, примерно через десять лет мы получим эффективное лекарство от болезни Альцгеймера.

Записала Анастасия Бикяшева

Датчики на коже расскажут о здоровье

Система гибких и тонких сенсоров, которые предполагается крепить на коже, разработана учеными-инженерами из китайских университетов Цинхуа и Чжэцзяна совместно с коллегами из США и Южной Кореи.

Электронные компоненты соединяются друг с другом при помощи проводящих дорожек, окруженных вязко-эластичным полимером. Это позволит пациентам оставаться дома во время длительных осмотров и решит проблему ограниченности ресурсов больниц и лабораторий. (1)

Найдена самая древняя сердечно-сосудистая система

Ученые из Китая, Великобритании и США обнаружили в провинции Юньнань окаменелые останки вымершего существа возрастом 520 млн лет. Членистоногое, скорее всего принадлежавшее к виду Fuxianhuia protensa, имело разветвленную сеть кровеносных сосудов: они шли к мозгу, конечностям и основным органам от вытянутого вдоль туловища сердца. На основании этого можно заключить, что животное было активным и имело несколько моделей поведения.

На сегодня это самая древняя сохранившаяся сердечно-сосудистая система членистоногого — ученые отмечают удивительную сложность внутреннего строения трехдюймовой окаменелости. Находка помогла закрыть еще одно белое пятно в истории эволюции. (2)

Создан новый способ определения генов

Столкнувшись с тем, что метод выборочного изучения генов подходит не для всех исследований, группа генетиков из Пекинского университета начала работу над совершенно другим способом идентификации гена и того, за что он отвечает.

Ученые разработали библиотеку лентивирусов (вирусы, размножающиеся в неделящихся клетках) и особый способ распознавания генов, основанный на высокоскоростном секвенировании. Анализируя поведение вирусов при подавлении конкретного гена, они смогли определить участки ДНК, способствующие заражению сибирской язвой и дифтерией. Этот метод может быть использован для поиска генов, отвечающих за любые другие биологические процессы в организме. (3)

В ожидании аккумуляторной революции

«Прости, у меня телефон разрядился…» — эту фразу мы слышим уже лет двадцать, с тех пор как мобильники и прочие гаджеты вошли в массовой обиход. За это время их производительность и память увеличились в сотни раз. Но возможности батарей, которые обеспечивают гаджеты энергией, практически не изменились. Как и десять лет назад, телефон может проработать без подзарядки лишь несколько дней. Один из вариантов более совершенного аккумулятора предложили разработчики из Технологического института Харбина.

Кроме традиционного лития там используется сера. Чтобы она не разрушалась и лучше проводила ток, малюсенькие серные частички помещают в «губку» из графена. Таким образом серная часть аккумулятора становится трехмерной. Ожидается, что благодаря этой технологии удастся повысить емкость батарей и поддерживать ее при многочисленных циклах перезарядки. (4)

5000 лет назад китайский император Хуан-ди посадил кипарис. По крайней мере так гласит легенда. Это дерево живо до сих пор, но уже проявляет признаки старения и разрушения. И вот ученым из Академии лесохозяйственных наук Китая удалось этот кипарис клонировать — пока что побеги растут вполне успешно.

Источники: (1) Sheng Xu, Yihui Zhang, Lin Jia et al. // Science. 2014. Vol. 344; (2) Xiaoya Ma, Peiyun Cong et al. // Nature Communications. 2014. № 5; (3) Yuexin Zhou, Shiyou Zhu, Changzu Cai et al. // Nature. Published online April 9, 2014; (4) Songtao Lu, Yan Chen, Xiaohong Wu, Zhida Wang, Yang Li // Scientific Reports. 2014. № 4.

Кто больше всех в мире тратит на исследования и разработки