Пенсионные накопления

Финансы
Москва, 15.05.2014
«Русский репортер» №18 (346)

Елена Горшкова, исполнительный директор НПФ «Райффайзен»

— Мы гордимся своими клиентами. Их выбор — это наш знак качества, — говорит исполнительный директор НПФ «Райффайзен» Елена Горшкова.

Считается, что 2013 год был очень успешным для всех НПФ в связи с реформой пенсионной системы. Как НПФ «Райффайзен» оценивает динамику основных показателей: объема накоплений и численности клиентов?

Успешным этот год можно считать по приросту клиентской базы за счет «молчунов» — благодаря переходу застрахованных в рамках ОПС лиц из ПФР в негосударственные пенсионные фонды. При этом и клиенты, привлеченные в 2013 году, и средства пенсионных накоплений, которые полагаются за этих граждан фондам, пока виртуальны. Реальными этим два показателя станут после того, как лицензии фондов будут подтверждены ЦБ по итогам акционирования и вступления в систему страхования пенсионных накоплений. Мы по итогам года сохранили свои позиции, равно как и большинство крупных фондов. Изменения в первой двадцатке последуют в 2015 году.  

Какие планы на 2014 год?

В 2013-м и весь 2014 год как минимум фонды работают «в счет будущих периодов»: их клиентская база по ОПС не увеличивается, а портфель пенсионных накоплений прирастает лишь за счет инвестиционного дохода. Почему так? Смотрите: взносы на накопительную часть в 2014 году заморожены; взносы за 2013 год будут переданы в фонды, прошедшие горнило акционирования и вступления в систему страхования пенсионных накоплений, не раньше 2015-го; трансферагентская деятельность приостановлена. При скверном положении на финансовом рынке в нынешнем году индустрию, возможно, ждет откат в прошлое.

Рынок НПО продолжает органично расти. Подавляющее большинство из более чем 6,7 млн его участников составляют счастливые обладатели корпоративных пенсионных программ. Взрывного роста здесь не предвидится.  

В какие инструменты и в какой пропорции вложены активы НПФ? Планируется ли менять список управляющих компаний или проводить пересмотр инвестиционной стратегии, чтобы повысить доходность или диверсифицировать вложения?

Инвестиционная деятельность НПФ достаточно жестко регламентируется на нескольких уровнях. Во-первых, средства пенсионных накоплений (ОПС) можно инвестировать лишь с помощью управляющих компаний (УК), средства пенсионных резервов (НПО) — через УК и самостоятельно. Законодательно определены список допустимых инвестиционных инструментов и их качество. И еще есть специализированный депозитарий, строгий и бескомпромиссный судья, который стоит на страже соблюдения закона.  

Как падение российского фондового рынка отразилось на состоянии НПФ?

Падение российского рынка застало фонды со сформированными ранее портфелями, на которые пришлась отрицательная переоценка. Ситуация осложнилась тем, что фонды не получили новых средств (ежегодно в марте в НПФ поступал основной транш средств из ПФР — пенсионные накопления новых клиентов), которые позволили бы войти на рынок на благоприятно низком уровне. При этом размер риска, связанного с долевыми инструментами, у нас традиционно невысок (см. разбивку портфелей по инструментам на рисунке), что в сочетании с тщательной диверсификацией позволяет сглаживать колебания рынков.  

Как вы оцениваете свое положение на рынке НПФ? Кто ваши основные конкуренты? Что и как вы планируете делать, чтобы обойти их?

По официальной статистике ЦБ, НПФ «Райффайзен» занимает первую позицию по размеру среднего счета ОПС среди ведущих 20 фондов по объему пенсионных накоплений, 15-е место по объему пенсионных накоплений и 19-е — по объему пенсионных резервов. Таким образом, в среднем наши клиенты более активны в желании самим определять размер своей пенсии, чем рынок вообще.

Когда мы начинали в 2004 году под именем «Райффайзен», то считали, что наши конкуренты — фонды с иностранными учредителями, как и мы сами. Сейчас их на рынке практически не осталось: кто-то ушел, кто-то сменил учредителя… Но и мы теперь шире смотрим на понятие «конкурент».

Конкурент — это провайдер, способный предложить клиенту сходный с нашим уровень вовлеченности в решение стоящих перед ним задач и разделяющий с клиентом его ценности.

Мы гордимся своими клиентами. Их выбор — это наш знак качества. Уже который год подряд мы лидируем по среднему остатку на счете ОПС. Также нас радует увеличение числа компаний- клиентов, доверивших нам ведение своих корпоративных программ. Придерживаясь органического роста, мы успеваем масштабировать бизнес без потери качества.

И уж тем более в таком деле, как наше, неуместна погоня за высокой доходностью. Мы сознательно придерживаемся консервативной инвестиционной стратегии, ставя на первое место надежность и сохранность доверенных нам средств.  

Каким образом вы добиваетесь самого большого на рынке «среднего чека»?

Справедливости ради стоит сказать, что есть несколько фондов, где средний остаток на счету ОПС в абсолютном выражении выше, но это, как правило, небольшие фонды с выраженной отраслевой или региональной спецификой, существенно отличающейся от средних величин.

Наш высокий «средний чек» — производная двух факторов. Клиенты фонда — это клиенты Райффайзенбанка, люди, в большинстве своем состоявшиеся профессионально и располагающие приличными доходами. Они лояльны бренду «Райффайзен», и многие из них выбирают наш фонд именно потому, что мы часть группы «Райффайзен».

Мы же со своей стороны делаем все, чтобы оправдать этот кредит доверия достойным сервисом и «разницей в отношении». Это приносит свои плоды.  

Глоссарий

  • НПФ — негосударственный пенсионный фонд
  • ОПС — обязательное пенсионное страхование
  • НПО — негосударственное пенсионное обеспечение
  • УК — управляющая компания
  • ЦБ — Центральный банк Российской Федерации

У партнеров

    «Русский репортер»
    №18 (346) 15 мая 2014
    Украина
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Реклама