Трендовые новости

Тренды
Москва, 15.05.2014
«Русский репортер» №18 (346)

Вселенная живет четыре минуты

Компьютерную модель эволюции Вселенной построили физики Массачусетского технологического института. Модель описывает развитие огромного куска мира — куба с ребром 350 млн световых лет. Вместе с тем она достаточно детальна, чтобы понять, как формировались галактики и их скопления. Отсчет времени начинается довольно рано, всего через 12 млн лет после Большого взрыва, — в тот момент еще не существовало ни галактик, ни даже звезд. Затем виртуальная Вселенная эволюционирует 13 млрд виртуальных лет, то есть до нынешнего состояния в реальном мире.

Это первая действующая модель, которая удовлетворительно описывает появление разнообразных типов галактик, распределение в пространстве газа и темной материи. И она очень сложна — даже суперкомпьютер из восьми тысяч процессоров воссоздает путь Вселенной за много месяцев. А результат нагляден и красив: помимо статьи в журнале Nature всякий может посмотреть четырехминутный ролик на сайте издания, где из газа и пыли загораются звезды и рождаются галактики. (1)

Хвост Венеры укоротили в шесть раз

«Длина магнитосферного хвоста Венеры лежит в диапазоне от 31 до 44 радиусов Венеры (от 187,6 тыс. до 266,3 тыс. км)», —  утверждается в статье, опубликованной в журнале Solar System Research.

Магнитный хвост Венеры начали оценивать еще в середине 80-х. Тогда считалось, что его длина порядка 200 радиусов планеты. Сейчас ученые из Института космических исследований РАН провели компьютерное моделирование на основе данных, полученных с космических аппаратов. Оказалось, что хвост у Венеры примерно в шесть раз короче. (2)

Плохое настроение способствует рациональным покупкам

Психологи проверили, как наши эмоции влияют на выбор гаджетов. Испытуемым давали посмотреть мультфильм: одним печальный, другим веселый. Дальше нужно было «купить» планшетный компьютер. Результаты получились такие: «Респонденты в плохом настроении при выборе больше ориентировались на характеристики, связанные с качеством оборудования, его обслуживанием и отдавали предпочтение более дешевым и простым моделям». Для тех же, кто пребывал в хорошем настроении, важнее были внешние характеристики планшета и дополнительные бонусы. (3)

Добавить в ДНК новые буквы

Как известно, вся генетическая память хранится в ДНК. А ДНК любого организма складывается всего из четырех «кирпичиков», простых молекул — нуклеотидов A, T, G и C.Так вот, биологи добавили к генетическому алфавиту еще два искусственных нуклеотида и из такого шестибуквенного алфавита построили искусственную ДНК, которую занесли в бактерии. Они смогли размножать такую ДНК самостоятельно. Теперь в планах биологов попробовать воссоздать всю цепочку жизни на искусственной основе. Это значит, что они собираются с помощью генов с расширенным алфавитом синтезировать необычные белки с новыми аминокислотами, которые пока не встречались в живой природе. (4)

«Никто не отсиживается на задних партах»

Высшая школа экономики хочет создать один из крупнейших в Москве лицеев. Это новый тренд в образовании — появление средних учебных заведений, которые не просто сотрудничают с вузом, а полностью входят в его структуру. При этом обучение будет абсолютно бесплатным: сильные абитуриенты университету важнее, чем доходы. В прошлом году в лицей НИУ ВШЭ поступили 58 человек. В этом году количество учащихся плани-руется увеличить до 700 — предполагается открыть чуть ли не тридцать десятых классов. Получится это или нет, пока непонятно: набор проходит до 15 мая.

В нашем лицее шесть направлений: социально-экономическое, математика и информатика, гуманитарное, юридическое, востоковедение, дизайн. Лицеисты сами определяют свою образовательную траекторию — составляют учебные планы и выбирают, какой предмет хотят изучать. Выбрать есть из чего: подросткам доступны самые разные «нешкольные» предметы, в которых сильна «Вышка», от философии, психологии и теории познания до менеджмента, электроники и computer science. Есть обязательные предметы, такие как русский и математика, но можно выбрать уровень изучения, базовый или профильный.

В течение первых полутора месяцев можно менять предметы в учебном плане, посещать разные занятия. Задача нашего лицея — помочь ребятам определиться, чем они хотят заниматься в профессиональной жизни.

У нас нет традиционных классов: ученики делятся на группы в зависимости от выбранного ими учебного плана. Благодаря этому уроки интересны всем, никто не отсиживается на задних партах.

Мы оцениваем учеников по пятибалльной шкале, но наша система отличается от школьной. Один из принципов лицея: не бойтесь ошибиться. Оценками мы не наказываем за ошибки, а поощряем за достижения.

Наталия Любомирская, директор лицея НИУ «Высшая школа экономики», доктор биологических наук.

Источники: (1) Vogelsberger M. et al. // Nature. 2014. № 509. P. 177–182.  (2) Vasko Yu., Zelenyi L. M., Popov V. Yu. // Solar System Research. 2014. V. 48. Issue 2. Р. 91–104.  (3) Патоша О. И., Варавина Т. Ю. // Психология, НИУ ВШЭ. 2014. № 4. С. 99–107.  (4) Malyshev Denis A. et al. // Nature. Published online 2014, 7 May.

Зачем дети учатся