Фильмы

Афиша
Москва, 22.05.2014
«Русский репортер» №19 (347)

«Found footage / Найденная пленка»

Выставочный зал ГЦСИ

Мнение

Найденный смысл

Что такое современное искусство и чем оно занято — вопросы, которыми наверняка задавался каждый, совсем не наивны. Их задают себе и искусствоведы, и сами художники, которые хотят быть современными. Самый общий и, наверное, точный ответ звучит так: искусство производит время. Да, не картины и скульптуры, а именно время. Классическое искусство производило вечность. Модернизм — будущее. Современное искусство, как следует из его названия, производит современность.

Наглядная модель такого отношения искусства к реальности — феномен «найденного объекта», реди-мейд. Какая-нибудь ерунда вроде банки супа или знаменитого писсуара помещается в контекст выставочного пространства — и превращается в объект искусства. А поскольку всякого мусора (в том числе культурного) и ерунды человечество производит в избытке, художественная практика вполне может ограничиваться поисками и экспозицией найденного.

Выставка «Найденная пленка», открывшаяся неделю назад в московском ГЦСИ, демонстрирует широкие и порой пугающие возможности этого метода в области видеоизображения. Потрясающий экспонат — серия киноработ австрийского авангардиста Петера Черкасски, работающего с дважды мертвым изображением — черно-белыми копиями старых фильмов и рекламных роликов, причем исключительно пленочными. С помощью монтажного стола, ножниц и скальпеля Черкасски наглядно показывает зомби-природу кино. Незаметный кадр из «Аэрограда» Довженко становится основой работы Марии Годованной «Верни мне пропеллер». А хроника войн XX века, позаимствованная Биргит Хайн из новостных передач («Образы войны»), расцветает на экране маленького телевизора десятками серебристых цветов-фейерверков. Не так ли и наша унылая повседневность, переехав в музей, расцветает дюжинами смыслов?

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

Люди Икс: дни минувшего будущего

Брайан  Сингер

Продолжение бесконечной саги о мутантах-сверхлюдях, живущих рядом с нами. В последние пару лет экранизации сфокусировались на одном из мутантов — Росомахе (Хью Джекман). Новый фильм фабулой напоминает «Терминатора»: в недалеком будущем все мутанты оказываются в специальных зоопарках-концлагерях. Чтобы изменить ход несправедливой истории, Росомаху отправляют в прошлое подправить кое-что в поведении юного и чересчур вспыльчивого Чарльза Ксавье, будущего лидера всех мутантов.

Подарок с характером

Карен Оганесян

Раздолбай-аниматор Орешкин, играющий на детских утренниках панду, удирает с не по годам развитым пятилетним Артемом, сыном олигарха, на море в Сочи. Отца играет Федор Бондарчук, инфантильного массовика-затейника — Михаил Галустян. Для него это, очевидно, та самая попытка сыграть в настоящей драме, без которой не обходится карьера ни одного комика. В общем, довольно безобидное семейное кино, в котором стоит поменять ролями Бондарчука и Галустяна.

Малефисента

Роберт Стромберг

«Спящая красавица», но с точки зрения Злой Колдуньи. Эпоха морального релятивизма требует пересмотра классики, и вот уже из хабалистой соседки-феи Малефисента (та, что наложила заклятье на красавицу) превращается в эмансипированную и экологически сознательную поклонницу авангардной моды и черного цвета. Никогда еще зло не было так сексуально — ну разве что в фильме «Королевство кривых зеркал».

Не говори ничего

Киран Дарси-Смит

Четверо друзей поехали в отпуск в Камбоджу. Вернулись домой в Сидней только трое. Один, самый умный, хитрый и мечтательный, бесследно исчез после прощального рейва. Неизбежное в таких случаях официальное расследование открывает неприятные тайны и постыдные секреты компании, отношения рвутся, воспоминания не дают спокойно спать, беда приходит за бедой. Цельная и сдержанная семейная драма, которая только притворяется детективом.

У партнеров

    Реклама