Что известно о сочинении

28 августа 2014, 00:00
Фото: Александр Алпаткин/РИА Новости

Когда начнется? Уже в декабре этого года выпускное сочинение пройдет во всех школах страны. Пересдать его можно будет в феврале или марте.  

Кто будет писать? Все ученики выпускных классов.  

Кто и как будет оценивать? Пока известно, что  к оценке будут привлекаться школьные учителя и независимые эксперты.  Система зачет/незачет. Чиновники обещают, что в 2014 году к школьникам отнесутся максимально либерально. Критерии оценки пока вырабатываются, но понятно, что споров и скандалов будет немало — уж больно сфера размытая и субъективная. При проведении московского эксперимента для получения высшего балла требовалось следующее: «…самостоятельность и личная позиция. Сочинение полностью соответствует сформулированной теме. Обучающийся раскрыл тему сочинения в историческом или литературном контексте или (если это предполагает тема сочинения) в контексте творчества писателя (поэта), убедительно доказал свою точку зрения. Тема раскрыта широко. В тексте сочинения представлены 2–3 цитаты, убедительно подтверждающие точку зрения экзаменуемого. Сочинение выстроено логично и последовательно. В работе обоснованно использованы теоретико-литературные и научные понятия, терминология, ошибки в их применении отсутствуют. Допущено не более 1–2 речевых ошибок. Фактические ошибки отсутствуют. В тексте сочинения допускается не более 1 пунктуационной и 1 грамматической ошибки».  

Будет ли учитываться сочинение при поступлении в вуз? Если оценка проставляется по принципу зачет/незачет, вузовской приемной комиссии придется еще раз проверять работу. Должны ли профильные факультеты делать это в обязательном порядке, пока обсуждается.  

Какие темы предложат выпускникам? Обещано, что список из 5–6 направлений, в рамках которых будут формулироваться конкретные темы, опубликуют к 1 сентября. Можно с уверенностью сказать, что там будет что-то про Лермонтова: юбилей все-таки, 200 лет со дня рождения. Рабочая группа предложила несколько вариантов: «Литература и власть», «Вопросы, заданные человечеству войной», «Быть гражданином», «Милосердие и справедливость», «Путешествия и открытия», «Человек и/или техника», «Виртуальность (в) нашей жизни» и «Красота науки». Какие из этих направлений были утверждены, на момент написания статьи было неизвестно. Но как сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов, «темы должны быть основаны на лучших литературных образцах. Считаю принципиально важным, чтобы они формировались не чиновничеством, а предлагались профессионалами, работающими в гуманитарной сфере». Хочется верить, что именно так и будет.