Трендовые новости

28 августа 2014, 00:00

Комментарий

«Чем меньше нейронов в промежуточном ядре мозга, тем сильнее проблемы со сном»

Клиффорд Сейпер, доктор медицины, профессор неврологии и нейронаук Гарвардской медицинской школы

Группа исследователей под руководством Клиффорда Сейпера выяснила, что причина бессонницы у пожилых людей связана с утратой тормозных нейронов в одном из ядер гипоталамуса

В течение четырех лет мы изучали взаимосвязь между бессонницей и количеством нейронов в промежуточном ядре головного мозга. Там содержится нейромедиатор галанин — вещество, которое подавляет активность нервных клеток. Выяснилось, что чем меньше нейронов с галанином в мозге, тем серьезнее проблемы со сном.

Мы использовали данные проекта Rush, который отслеживал состояние здоровья тысячи человек с 65 лет до смерти, после чего ученые получали возможность изучить их мозг. Каждый год участники проходили актиграфию — исследование активности организма (сколько человек спит и двигается за сутки).

Сначала нам пришлось научиться выделять данные о сне и бодрствовании из циклов активности и отдыха, затем мы находили галанинсодержащие нейроны в мозге исследуемых. Много времени ушло, чтобы посчитать с помощью микроскопа количество нужных нервных клеток.

Надеемся, что определение промежуточного ядра как «переключателя» сна у человека поможет людям спать лучше. Если галанин удастся заменить каким-либо другим веществом, то получится новое лекарство. Проблема в том, чтобы найти комбинацию, действующую только на систему пробуждения и сна и не влияющую на равновесие или координацию движений.

Записала Анастасия Бикяшева

13 млн население Москвы на 2014 год, по данным ООН. Впрочем, согласно прогнозу этой организации, в дальнейшем мегаполис будет расти с меньшей скоростью.  К 2030 году количество жителей столицы увеличится всего на 140 тысяч, при этом в рейтинге самых населенных городов мира Москва опустится с нынешнего 21-го на 31-е место.

Схема

У кого больше оргазмов

Исследование полового поведения людей, опубликованное в «Журнале сексуальной медицины», показало, что женщины по-прежнему достигают оргазма гораздо реже мужчин, причем дамы гомосексуальной ориентации испытывают оргазм чаще, чем «натуралки». Мужчины-сторонники традиционных отношений могут праздновать победу: они испытывают оргазм чаще всех исследованных групп населения (хотя мужчины-гомосексуалисты отстают от них лишь на долю процента). Хуже всего обстоят дела у бисексуалов.

Подо льдом Антарктики бурлит жизнь

Под толщей антарктического льда скрыто около 200 озер. Американские микробиологи, участвующие в проекте WISSARD, посвященном изучению подводных экосистем Антарктики, проанализировали пробы воды из озера Уилланс, которое уже сотни тысяч лет скрыто под почти километровой толщей льда. Исследования показали, что озеро населено бактериями и археями нескольких тысяч видов, образующих сложную устойчивую экосистему. Живут они в полной темноте, а энергию добывают из метана и аммиака, которые выделяются из органики, залегающей на дне озера со времен, когда в Антарктиде было тепло и водилось много живых существ. Но, в отличие от подледного озера Восток, пробы из которого изучают российские ученые, экосистема озера Уилланс не изолирована от мира — подледные течения связывают ее с океаном. (1)

Кто заразил индейцев туберкулезом

Мы привыкли винить европейских завоевателей в том, что они привезли в Новый Свет болезни, убившие большую часть коренного населения: корь, оспу, туберкулез, малярию, грипп. Но исследование ученых из Германии и США показало, что туберкулез был занесен в Америку задолго до экспедиции Колумба. Специалисты изучили скелеты людей, живших в Перу около тысячи лет назад, и обнаружили штамм туберкулеза, относящийся к типу, который передается с морскими млекопитающими. Предполагается, что тюлени и морские львы перенесли его из Африки. При этом исследователи не отрицают, что спустя столетия в Америку вместе с мореплавателями прибыл и европейский штамм заболевания, который постепенно вытеснил существовавший ранее. Но все же благодаря новому исследованию мы узнали, что коренные жители болели туберкулезом еще до появления на их земле европейцев. (2)

Мы добрее предков

Судя по древним черепам, лица наших предков отличались некоторой брутальностью: грубые черты, выступающие челюсти и надбровные дуги… Ученые из Университета Юты провели измерения почти полутора тысяч древних и современных человеческих черепов и подтвердили тенденцию к постепенной грацилизации — облагораживанию лица. Со временем надбровные дуги уменьшились, и верхняя часть лица стала казаться более короткой. Исследователи утверждают, что причина этих изменений кроется в снижении уровня мужского гормона тестостерона в организме. Связь между тестостероном и строением черепа была неоднократно доказана на животных. По мере развития цивилизации обществу все больше требовались способности к сочувствию и сотрудничеству и все меньше — к агрессивной борьбе за территорию, в чем как раз и позволяет преуспеть высокий тестостерон. С уменьшением его действия лицо человека стало меняться, постепенно приобретая привычные нам черты. (3)

На что способна веточка повилики

Американские генетики открыли новый вид коммуникации между растениями. Повилика — растение-паразит, не имеющее ни листьев, ни корней, —  обвивается вокруг стебля хозяина и высасывает из него питательные соки. А вместе с ними, как оказалось, и множество молекул РНК, несущих информацию о генах, активных в данный момент у растения-хозяина. Более того, ученые показали, что между паразитом и хозяином обмен генетической информацией идет в обе стороны: РНК повилики также поступают в организм хозяина. Осталось понять, для чего нужна растениям эта информация. (4)

Источники: (1) Brent C. Christner et al // Nature. August 20, 2014; (2) Kirsten I. Bos et al // Nature. August 21, 2014; (3) Robert L. Cieri et al // Current Anthropology. August, 2014; (4) Gunjune Kim1 et al // Science. August 15, 2014.