Трендовые новости

Тренды
Москва, 04.09.2014
«Русский репортер» №34 (362)

Комментарий

«Мы научили наночастицы обрабатывать биохимическую информацию»

Максим Никитин, младший научный сотрудник Института общей физики РАН и Института биоорганической химии РАН

Российские ученые разработали метод превращения практически любой частицы в своего рода биокомпьютер. Результаты работы представлены в Nature Nanotechnology, одном из наиболее авторитетных научных изданий мира

Мы придумали метод, с помощью которого можно взять практически любую нано- или микрочастицу и научить ее обрабатывать биохимическую информацию подобно компьютеру. Обычный компьютер обрабатывает электрические сигналы: есть напряжение — «1», нет —  «0». Эти единички и нолики обрабатываются по законам математической логики. А мы научили частицы обрабатывать биохимическую информацию. Присутствие молекулы — это единичка, отсутствие — нолик. И обрабатывается эта информация по тем же законам логики, что и в компьютере.

В зависимости от того, какую программу должна выполнять частица, ее покрывают тем или иным веществом. Это покрытие может по-разному трансформироваться в ответ на поступающую извне информацию. В зависимости от этого частица переходит либо в активную форму, либо, наоборот, в неактивную. Частица в активной форме может связываться, например, с больной клеткой — для доставки в нее лекарства, или для ее убийства, или для иных целей.

Следует подчеркнуть, что пока эти вычислительные способности показаны лишь на модельных веществах и мы лишь предполагаем, что в дальнейшем частицы могут быть пригодны для лечения. Надо дальше развивать эту технологию — когда изобретали транзисторы и диоды, мало кто думал, что надо бы сразу и айпэд сделать.

Записала Марианна Молдавер

Яйцо вымершей птицы эпиорнис, обитавшей некогда на Мадагаскаре, выставлено на аукцион. Выручить за него намерены ни много ни мало 50 тысяч фунтов стерлингов. Яйцу около 500 лет — вместе с несколькими аналогичными экземплярами оно  считается самым древним в мире.

90 000 пар оснований содержит самый короткий генетический код насекомого.

Он принадлежит комару-звонцу Belgica Antarctica. При этом в его ДНК нет многих жизненно важных элементов. Ученые предполагают, что компактность генома связана с особенными условиями обитания в Антарктике: экстремальные температуры, сухость воздуха, ультрафиолет. Сейчас проводятся эксперименты, цель которых — доказать или опровергнуть гипотезу, что неестественно короткий геном способствует выживанию в суровой среде обитания.

Вселенная может оказаться голограммой

В Национальной ускорительной лаборатории Ферми (США) стартовал эксперимент Holometr, который должен ответить на вопрос: «Не живем ли мы в гигантской космической голограмме?»

Подобно героям телешоу, мы можем не осознавать, что наш 3D-мир существует лишь на плоском телеэкране. Согласно голографическому принципу, объем окружающего нас пространства может быть световой иллюзией. Как и в случае с телеэкраном, информация о Вселенной может содержаться в пикселях.

Подтвердить голографический принцип может обнаружение пространственно-временного шума. Если ученым удастся его зафиксировать, это перевернет все доселе известные теории пространства и времени. (1)

Магниты улучшают память

Как обрести способность удерживать в памяти имена, даты, пароли, явки и дни рождения родственников? Ученые из Северо-Западного университета США провели эксперимент по стимуляции участка головного мозга с помощью электромагнитных импульсов. В исследовании приняли участие 16 человек. Они прошли тест на память, после чего определенная зона их мозга, прежде всего область, связывающая гиппокамп и теменную кору, была подвергнута магнитной стимуляции. Потом участники снова выполнили тест на память, улучшив свои результаты на 20–25%. Можно ли будет использовать результаты эксперимента для улучшения памяти всех желающих, пока неясно. (2)

Предки знали толк в вине

Во время раскопок в древнем городе Тель-Кабри в Израиле археологи нашли самый старый и вместительный винный погреб в мире. В нем находилось более сорока керамических сосудов возрастом примерно 3,5 тыс. лет. В результате химического анализа на стенках сосудов удалось обнаружить винную кислоту и целый ряд добавок, таких как смола, кедровое масло, можжевельник, кипарис, мята, мед, мирта, корица. Это означает, что люди бронзового века умели создавать сложные по рецептуре напитки. По словам археологов, находка поспособствует не только более глубокому пониманию основ древнего виноградарства, но и ханаанейской дворцовой экономики. (3)

Вакцину против Эболы испытывают на людях

Исследователи из нескольких лабораторий США начали тестировать первую вакцину против вируса Эбола. Испытания на приматах были признаны успешными, пришла пора опробовать их на людях.

Прежде всего необходимо понять, насколько вакцина безопасна и способна стимулировать иммунную реакцию во взрослом человеческом организме. Вакцина содержит гены двух штаммов вируса Эбола, внедренных в аденовирус шимпанзе. Они будут вырабатывать особый белок, стимулирующий усиленный иммунный ответ. В исследовании примут участие 140 добровольцев. Первые результаты ученые надеются получить к концу этого года.

По заявлению Всемирной организации здравоохранения, сейчас Западная Африка переживает самую крупную вспышку болезни, вызванной вирусом Эбола, с момента его обнаружения в 1976 году. (4)

Источники: (1) Craig Hogan et al. // www.fnal.gov. August 26, 2014;  (2) Jane X. Wang, Lynn M. Rogers // Science. August 29, 2014;  (3) Andrew J. Koh, Assaf Yasur-Landau // PlosOne. August 27, 2014;  (4) //www.niaid.nih.gov/news/newsreleases/2014/Pages/EbolaVaxCandidate.aspx. August 28, 2014.

Какие алкогольные напитки вы, как правило, пьете?

№34 (362) 4 сентября 2014