Трендовые новости

Тренды
Москва, 11.09.2014
«Русский репортер» №35 (363)

Комментарий

«Ледниковый щит контролирует всю погоду на планете»

Сюй Чжан, палеоклиматолог

Ученые из Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера построили модель, с помощью которой показали, что небольшие изменения в толщине ледников, происходившие во время последнего Ледникового периода, приво­дили к потеплению на Земле до 10 градусов по Цельсию. Благодаря этому исследованию можно более точно прогнозировать последствия таяния ледников сегодня.
Мы не ожидали столь поразительных результатов — что в одно и то же время могут сосуществовать два разных климатических состояния: ледяное и теплое. Нас интересовала лишь роль влияния изменений ледяного покрова на ледниковый климат. Но когда мы начали изучать все эмпирически и создали симулирующую таяние ледников модель, то поняли: период вечного холода стал переходным моментом к глобальному потеплению и нормализации климата на всей Земле.
Наше исследование впервые показывает, что ледниковый щит, находящийся в Северном полушарии, — это контролер стабильности всей погоды на планете. И то, какие изменения происходят на нем, не несет опасности. Раньше боялись, что таяние ледников создает пресноводное возмущение, то есть в морскую и океанскую воду выбрасывается много несоленой воды, отчего некоторые организмы начинают страдать. Однако оказалось, что количество выбрасываемой пресной воды не губительно, а напротив, живительно, поскольку приносит в океан свежий кислород. В ближайшем будущем человечеству не стоит бояться никаких климатических катастроф.
Мы считаем, что разработанная нами модель таяния ледников может не только стать основой для объяснения резких климатических сдвигов, но и помочь объяснить расхождения в палеоклиматических реконструкциях, уже созданных учеными.
Записала Анастасия Бикяшева

Инженеры NASA испытывают новую часть телескопа James Webb Space Telescope в условиях низкой освещенности. Эта огромная орбитальная инфракрасная обсерватория будет запущена в космос в 2018 году и сменит знаменитый телескоп «Хаббл». При помощи JWST ученые смогут исследовать галактики, которые образовались сразу после Большого взрыва, заглядывать сквозь облака космической пыли в зарождающиеся планетарные системы и создавать карту темной материи.

59,3 тонны — такова масса динозавра Dreadnoughtus schrani, останки которого нашли ученые из Университета Дрекселя в Аргентине. Это животное считается одним из самых крупных представителей травоядных динозавров — титанозавров.

Волнение перед экзаменом нарушает сердечный ритм и дыхание

Ученые наблюдали за состоянием здоровья 30 студентов во время сессии. Помимо ожидаемого нарушения сна они обнаружили другие, не самые очевидные сбои в работе организма: изменение сердечного ритма и дыхания. Группа испытуемых студентов сдавала пять экзаменов с интервалами в десять дней. Все это время исследователи при помощи шкалы Спилбергера замеряли уровень тревожности учащихся и одновременно оценивали изменение частоты дыхания и сердечных сокращений. Оказалось, что сильное волнение заставляет сердца учеников не просто биться, а колотиться со страшной силой, особенно за сутки до экзамена, что сильно изматывает сердечную мышцу. Дыхание у студентов становится неровным и неглубоким, отчего возможно кислородное голодание и обмороки.(1)

Найдены новые виды глубоководных животных

Dendrogramma enigmatica и Dendrogramma discoides — многоклеточные существа, до настоящего времени науке неизвестные. Они были найдены на глубине около тысячи метров в Тасмановом море. Внешне они похожи на грибы высотой полтора сантиметра, а вот по устройству организма отдаленно напоминают то ли медуз, то ли таких же желеобразных морских обитателей — гребневиков. Пока биологи не могут точно опре­делить их место в классификации животных, но отмечают еще одно принципиальное сходство Dendrogramma с существами, жившими примерно 500–600 млн лет назад, которые, как предполагалось раньше, не оставили после себя потомков.(2)

Узнать о болезни в момент заражения

Возбудители инфекционных заболеваний — бактерии и вирусы, попадая в организм, пересекают множество препятствий. Для того чтобы проникнуть в здоровую клетку, инфекции нужно прогрызть ее мембрану, что занимает совсем непродолжительное время. Однако ученые смогли засечь этот момент. Пробивая оболочку клетки, патогены присоединяются к комплементу С3 — комплексу сложных белков, отвечающих за иммунитет. В это время С3 провоцирует увеличение выработки небольших информационных пептидов, запускающих в организме противовоспалительный процесс. Как правило, о болезни человек узнает, когда борьба его иммунитета с инфекцией идет уже полным ходом, что распознается по общему недомоганию. Но теперь ученые могут диагностировать заболевание на самом раннем этапе — в момент инфицирования организма.(3)

Кофеин отпугивает травоядных и привлекает насекомых

Геном растения Coffea Canephora, кофейного дерева, расшифровали в Бразилии. Выяснилось, что за выработку кофеина, который содержится также в чайных листьях и какао-бобах, у этих трех видов растений отвечают разные гены. Из чего следует, что гены, провоцирующие выработку кофеина, не имеют общего предка, а в каждом отдельном растении кодируются по уникальной схеме. Еще биологи установили, что кофеин повышает шансы растения на выживание: млекопитающие, как правило, не едят кофейные и чайные деревья из-за специфического аромата, а вот у насекомых, напротив, развивается наркотическая зависимость и они стараются чаще опылять растение.(4)

Источники: (1) Дмитриев Д. А. и др. // Физиология человека. — Т. 40, № 4, Июль–август 2014, с. 91–98.  (2) Denoeud France et. al. // Science, № 5, September 2014.— pp. 1181–1184.  (3) Just Jean et. al. // POLS, Published online. — September 3, 2014  (4) Jerry C. H. et. al. // Science. — Published online. — September 5, 2014.

Видят ли россияне смысл в получении дополнительного образования