Дорога на Нарьян-Мар

Специальный проект
Москва, 18.09.2014
«Русский репортер» №36 (364)
Строительство дорог и портов является главным условием ускоренного развития западной части российской Арктики

Прорыв транспортной блокады

Транспортная инфраструктура, формировавшаяся на северо-западе нашей страны еще в советское время, обошла Ненецкий автономный округ стороной. На запад от округа — в Архангельской области — она развивалась за счет создания мощностей по строительству атомных подводных ракетоносцев. Южнее и восточнее округа главный расцвет транспортных строек пришелся на Республику Коми, где еще в 30-е годы прошлого века началась добыча нефти и каменного угля. Но Северная железная дорога, протянувшаяся через Коми до Воркуты и далее — в западную часть Ямало-Ненецкого автоном ного округа, так и не зашла в Ненецкий округ. В итоге до Нарьян-Мара, как поется в известной песне, до сих пор «только самолетом можно долететь». Или морем из того же Архангельска.

Тем не менее на излете советской власти — в 1991 году — все же началось строительство круглогодичной автомобильной дороги между Нарьян-Маром и Усинском — ближайшей крупной железнодорожной станции, распо ложенной в Коми примерно в 400 км от сто лицы автономного округа. И за последующие 15 лет за счет бюджетов Ненецкого АО и Рес публики Коми было построено более 300 км этой дороги. Осталось еще 80 км.

Но семь лет назад стройка встала, поскольку НАО передал часть своих полномочий как субъекта Федерации Архангельской области, а у архангелогородцев своих дорожных про блем хватает. Сейчас этот проект реанимиро ван. «Последние семь лет у нас не было пол номочий заниматься этой дорогой — все пол номочия были в Архангельской области. И за эти годы не было построено ни одного километра дороги между Нарьян-Маром и Усинском. В июне Ненецкий автономный округ подписал договор с Архангельской обла стью, согласно которому многие полномочия, в том числе и по дорожному строительству, вернулись в округ. С 1 января 2015 года у нас появится возможность заняться вновь этим вопросом. Кроме того, на сегодня есть пору чение президента РФ Владимира Владими ровича Путина — до 30 сентября проработать вопрос об определении размеров необходи мой федеральной поддержки для заверше ния проекта. Поэтому с 2015 года мы начнем активное строительство этой дороги с учетом софинансирования», — говорит новый глава Ненецкого АО Игорь Кошин.

Кроме того, новые власти Ненецкого округа уже успели договориться с соседями — вла стями Республики Коми о возобновлении строительства отрезка автодороги, которая соединяет Усинск со следующим крупным населенным пунктом Коми — Печорой. А это значит, что Нарьян-Мар вскоре получит кру глогодичное сообщение с единой сетью авто дорог страны, а оба региона — федеральную автодорогу со всеми причитающимися отсюда выгодами. «Чтобы увеличить темпы, мы при няли решение строить дорогу на основе госу дарственночастного партнерства. Первый конкурс мы проведем уже в этом году, что даст вам возможность в течение ближайших двух лет сдать более 80 километров дороги между Ухтой и Печорой. Для того чтобы дальше так же эффективно двигаться, нам нужно объединить усилия с руководством НАО, чтобы на федеральном уровне «выбивать» дополнительные ресурсы для скорейшей реализации проекта. После его окончания дорога будет иметь статус федеральной», — подчеркнул глава Коми Вячеслав Гайзер.

Деньги в государственной казне на прорыв транспортной блокады Ненецкого округа, очевидно, найдутся. Потому что речь идет о том, что эта автодорога сейчас станет одним из основных звеньев нового транспортного коридора в западной части российской Арктики.

Без портов как без рук

Необходимость создания в Ненецком авто номном округе мощного мультимодального транспортного узла, соединяющего автомо бильные, железнодорожные и морские пути, диктуется как минимум еще двумя обстоя тельствами, выходящими далеко за пределы этого региона. Речь идет о развитии добычи углеводородов в западной части российского сектора Арктики и возрождении Северного морского пути — кратчайшей морской дороги между Европой и странами АзиатскоТихо океанского региона, которая пролегает вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана. Северное побережье округа занимает фактически две трети береговой полосы  на западе российской Арктики — от Байдарацкой губы на востоке до Белого моря на за паде. И именно здесь — в западной части Карского моря, в Печорском море и в цен тральной части Баренцева моря — находятся наиболее доступные запасы арктических углеводородов, к разработке которых сейчас вплотную приступили два российских нефте газовых гиганта — «Газпром» и «Роснефть». А это означает, что в этом месте им нужны будут мощные порты, через которые будут переваливаться грузы и оборудования и где смогут пополнять запасы и заниматься мелким ремонтом суда, обслуживающие шельфовые промыслы.

С другой стороны, Северный морской путь, восьмая часть которого проходит вдоль побере жья НАО, как магнит, притягивает внимание международных перевозчиков. Сейчас льви ная доля грузопотока между Европой и Азией движется морем «южным» путем — через Ин дийский океан и Суэцкий канал. «Северный» маршрут короче «южного» на треть, там нет сомалийских пиратов и простоя судов через перегруженный Суэцкий канал, что позволяет грузоперевозчикам экономить очень существенные деньги за счет топлива, оплаты труда моряков, платы за фрахт судна. Поэтому Китай, например, по словам дирек тора китайского Полярного научноисследова тельского института Хуэйгеня Яна, к 2020 году намерен уже до 15% своего гигантского внеш неторгового оборота направлять морским путем вдоль российского побережья Север ного Ледовитого океана. «Если маршрут будет конструктивно подготовлен, тогда он будет пользоваться спросом, причем огромным», — сказал он прошлой весной в Осло.

Проблема в том, что нынешнее состояние портовой инфраструктуры Севморпути не соответствует запросам ни нефтегазовых компаний, ни мировых грузоотправителей. На протяжении более 8 тыс. км у нашей страны, по сути, есть только два полноцен ных арктических морских порта — Мурманск на крайнем западе, и Петропавловск-Камчатский на крайнем востоке. Все, что между ними — Нарьян-Мар, Амдерма, Тикси, Певек, Дудинка, за последние 20 лет пришло в откровенный упадок.

С опорой на порт

Федеральный центр эту ситуацию прекрасно понимает. Поэтому два года назад на северо восточной оконечности полуострова Ямал начал строиться порт Сабетта, который ста нет новым опорным портом в центральной части Арктики с грузооборотом до 70 млн тонн в год. Однако от Сабетты на запад до Мурманска — еще почти 3 тыс. км. Архан гельск, при всем уважении к нему, на роль опорного порта на этом участке Севморпути не подходит — он расположен в глубине материка в Белом море. Над Нарьян-Марским морским портом, через который завозится 85% грузов в НАО, висит угроза распродажи.

«Сегодня собственник порта “Росимущество” настаивает на продаже порта. Причем пла нирует его выставить на торги за 40 млн рублей, в то время как рыночная стоимость земли, которую занимает порт (16 гектаров), составляет 320 млн рублей. В результате про дажи, если она произойдет, регион потеряет важнейшее для него предприятие, которое просто распродадут под застройку коттеджей на берегу Печоры. К сожалению, такие при меры есть в других субъектах», — говорит заместитель главы НАО по вопросам инфра структурного развития Владимир Бланк. Новые власти региона говорят, что сделают все возможное, чтоб «оживить» порт и готовы принять его из федеральной в окружную соб ственность, вложить в его модернизацию до 500 млн руб. из окружного бюджета и при влечь инвесторов для дальнейшего развития порта. Однако при всей безусловной важно сти этого дела реанимация Нарьян-Марского порта не решит проблему портового обеспе чения западной части российской Арктики. Хотя бы потому, что этот порт находится на реке — в 80 км от места впадения Печоры в Печорское море.

Поэтому сейчас на территории НАО началась реализация идеи строительства нового опор ного арктического порта в районе бухты Индига, расположенной аккурат посередине между Мурманском и «входом» с востока в западную часть российской Арктики — проливом Карские ворота. «Проект, который мы хотим осуществить в Индиге, находится в  разработке уже 50 лет. Сейчас пришло время создать там мощный российский порт, который обеспечит выполнение многих задач, которые стоят перед Россией», — под черкнул на недавнем заседании Арктиче ского совета, которое прошло в Нарьян-Маре, спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, известный полярник Артур Чилингаров.

Помимо исключительно выгодного геогра фического положения, бухта Индига не за мерзает большую часть года (до нее доходит Гольфстрим) и обладает хорошими глубина ми для подхода океанских судов. Кроме того, неподалеку от нее на материковой части Ненецкого АО располагаются Кумжинское и Коровинское газоконденсатные месторож дения с запасами газа более 160 млрд кубо метров, на базе которых «Роснефть» и группа компаний АЛЛТЭК предполагают построить завод по сжижению природного газа (СПГ) мощностью около 10 млн тонн СПГ в год. Поэтому в Индиге, так же, как и в Сабетте, будут построены терминалы по отгрузке СПГ на крупнотоннажные танкера, нефтеналив ные терминалы (запасы нефти на материко вой части НАО превышают 1 млрд тонн), соз дана база для шельфового флота и аварийно спасательный центр.

Совокупная стоимость строительства

СПГ завода и морского порта в Индиге может составить до 1 трлн рублей. Именно столько стоит аналогичный проект в ямальской Сабетте, осуществляемый на принципах госу дарственночастного партнерства. Однако, по мнению нового главы округа Игоря Кошина, эти вложения окупятся и на Ямале, и в НАО. «Во время недавнего посещения с членами Арктического Совета морской нефте добывающий платформы «Приразломная» меня не покидала мысль о том, что мы очень многое можем, но в последнее время как-то стесняемся этого. Не надо бояться амбициоз ных проектов, нацеленных прежде всего на развитие нашей страны. У нас огромные земли и возможности в освоении природных полезных ископаемых, у нас огромные воз можности по их переработке. Но у нас слож ная транспортная составляющая. По сути,  мы замкнуты сами в себе. Поэтому появление новых портов, новых возможностей по транс портировке грузов приведет к колоссальному развитию страны. Ненецкому округу пришла пора перестать быть исключительно сырье вой территорией и превратиться в мощный логистический центр», — убежден глава НАО.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№36 (364) 18 сентября 2014
И зимой, и летом
Содержание:
Севастополь. Чалый сделал свое дело

Выбор: Между «русской весной» и оборонным мышлением

От редактора
Вехи
Культура
Реклама