Фильмы

Афиша
Москва, 09.10.2014
«Русский репортер» №39 (367)

Кино про Алексеева

Михаил Сегал

Мнение

А ну, давай поедем к бардам

Грустный человек в пыжиковой шапке, мохеровом шарфе и в квадратных очках путешествует на электричке из Тулы в Москву. Рядом на сиденье — замотанная в одеяло расстроенная гитара. Это некогда легендарный автор-исполнитель Алексеев, ныне —забытый всеми пенсионер. Он едет на радио — дать свой последний и самый важный концерт.

На самом деле, конечно, никакого барда Алексеева нет — во всех сценах-флешбэках молодого Алексеева намеренно выставляют каким-то смазанным, обычным, похожим на всех. Прическа горшком — как у всех. Свитер с горлом — как у всех. Борода — как у всех. И такие же никчемные, вторичные, никому не нужные песни: послушал — забыл.

Кто есть? Есть великий актер Збруев, извлеченный режиссером Сегалом из какого-то чулана и играющий вечного русского персонажа — маленького человека, получившего свои 15 минут славы. Широкими пастозными мазками Сегал набрасывает приметы времени. «Чувствую себя хорошо», — сообщает Гагарин из космоса. Идут «Пять вечеров» в «Современнике».  Тарковский гоняет Солоницына по сугробам. 

Хотя «Кино про Алексеева» только притворяется оммажем 60-м—80-м. В действительности это окончательное прощание с романтическим мифом о человеческом лице Советского Союза. Лицо это оказывается невыразительной физиономией не очень хорошего поэта, бабника, пошляка и стукача. Причем понятно, что таким неплохого парня Алексеева сделал именно Советский Союз — с его НИИ, ВИА, электричками, органами госбезопасности, книгой о вкусной и здоровой пище, режиссером Тарковским, подспудной сексуальной революцией, туманами и запахами тайги. Маскируясь под ретродраму вроде недавней экранизации «Географ глобус пропил», «Кино про Алексеева» обращает ностальгию по советскому против нее самой. Осколки «закаток» с огурцами, разлетающиеся по экрану в первом же кадре фильма, — это осколки того мира, навсегда рухнувшего, исчезнувшего. Любая попытка его эксгумации может строиться только на колоссальной лжи. Такой же, как та, что лежит в основе мнимого возвращения автора-исполнителя Алексеева к сегодняшним слушателям.

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

Преступления страсти

Биргер Ларсен

Вообще-то это не фильм, а сериал. Вернее, пилотная серия одноименного шведского телешоу, которая называется «Смерть возлюбленной»: здесь трое главных героев «Преступлений страсти» раскрывают свое первое преступление, таинственное убийство студентки во время пикника на далеком острове. Скандинавские криминальные сериалы (а вовсе не фильмы) пользуются в России статусом культовых, так что возможность посмотреть любимый эпизод на большом экране мы поддерживаем.

Weekend

Станислав Говорухин

Смелая (в смысле профанации киноклассики) калька с «Лифта на эшафот» великого нуара Луи Маля. Вероятно, последний фильм Говорухина: после гомерического хохота, которым встретила фильм кинотавровская публика, режиссер зарекся снимать для неблагодарных зрителей. Сюжет идеального преступления, которое пошло не так, перенесен из Франции в условно-буколический российский город (море, небоскребы, загородные пансионаты — Сочи, каким его фантазировали до Олимпиады?) и снят на презренную цифру. Тема слепого фатума в фильме раскрыта не очень, зато тема сисек — более чем.

Два дня, одна ночь

Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн

Назидательная производственная драма. Сандра (Марион Котияр) возвращается на работу после вынужденного отпуска (героиня страдает депрессией) и узнает, что трудовой коллектив проголосовал за ее увольнение — лишь бы не лишиться годовых бонусов. Повторное голосование назначено на понедельник; за выходные Сандра обходит коллег, убеждая их изменить свое мнение. Среди офисных работников находятся и хорошие люди.

Солнечный удар

Никита Михалков

Киноверсия одноименного бунинского рассказа, но с продолжением: революция, хаос, Россия, которую мы потеряли. Все приметы большого режиссерского стиля тут на месте — и белые одежды, и белый пароход, и Волга, и усы, и, кажется, даже мягкие пяточки. Россия в фильмах Никиты Сергеевича всегда выглядела как влажная фантазия разгоряченного водкой и блинами иностранца, и новое кино не исключение.

Новости партнеров

Реклама