Полувековая революция

Актуально
Москва, 09.10.2014
«Русский репортер» №39 (367)
Рожденный в 1917 году, Любимов был настоящим театральным революционером. Переиграв на сцене Вахтанговского множество ролей — от Кошевого до Ромео, Любимов возглавил Таганку, создав там свой уникальный театр. В 1984 году режиссер был изгнан одновременно из театра и из страны. В 1988 году Любимов вернулся — он окончательно покинул Таганку лишь в 2011 году, после конфликта с труппой. Но еще потом ставил спектакли в Театре имени Вахтангова и в Большом. «РР» вспоминает самые известные работы режиссера

Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости

«Добрый человек из Сезуана»

Год. 1964
Автор. Бертольд Брехт
Театр. Театр на Таганке

В 1964 году преподаватель Щукинского училища Юрий Любимов вместе со своими учениками революционно поставил пьесу Бертольда Брехта. Притча о самом добром человеке в Сезуане, проститутке Шен Те была поставлена максимально условно. Между актером и персонажем оставалось расстояние, дававшее возможность выразить свое отношение к происходящему. После с этим спектаклем Любимов пришел в Театр драмы и комедии на Таганке, возглавив его.

«Десять дней, которые потрясли мир»

Год. 1965
Автор. Джон Рид
Театр. Театр на Таганке

Визитная карточка Таганки. Действие начиналось еще в фойе театра, а заканчивалось голосованием: зрители решали, понравился им спектакль или нет.

Разрозненные эпизоды, сотни персонажей, отсутствие видимого сюжета, превращенные в разножанровый «набор аттракционов» (по определению самого Любимова), соединивший в себе буффонаду, цирк, театр кукол и теней.

«Антимиры»

Год. 1965
Автор. Андрей Вознесенский
Театр. Театр на Таганке

Первый поэтический спектакль на Таганке, в котором участвовал и сам Вознесенский. Актеры просто читали и пели под гитару стихи. Авторами музыки стали Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и Владимир Высоцкий.

«Жизнь Галилея»

Год. 1966
Автор. Бертольд Брехт
Театр. Театр на Таганке

Личностный стиль Таганки воплотился в Галилее с лицом молодого Высоцкого, игравшего без грима и парика и похожего на паренька из соседнего двора; через трагедию Галилея Высоцкий транслировал свои мысли.

«Пугачев»

Год. 1967
Автор. Сергей Есенин
Театр. Театр на Таганке

Первая совместная работа Любимова с художником-концептуалистом Давидом Боровским, который стал равноправным соавтором режиссера. Содержание спектакля могло быть полностью выражено через оформление — например, в «Пугачеве» в центре действия была плаха. 

«Гамлет»

Год. 1971
Автор. Уильям Шекспир (перевод Бориса Пастернака)
Театр. Театр на Таганке

Самый популярный спектакль в Советском Союзе в 70-х. Зрители валом шли на постановку, в которой Гамлет-Высоцкий в черном свитере, джинсах и с гитарой пел пастернаковское «Гул затих, я вышел на подмостки». Отдельно стоит отметить знаменитый занавес, который преследовал героев и фактически становился отдельным персонажем спектакля.

«А зори здесь тихие»

Год. 1971
Автор. Борис Васильев
Театр. Театр на Таганке

Спектакль, проводящий крамольную тогда мысль: за победу мы заплатили слишком дорого. Придуманная Боровским декорация состояла из досок, превращавшихся то в баню, то в грузовик, то в частокол леса, а в финале становились стелами на могилах героинь. Актрисы в этой постановке не отчуждались от своих персонажей (чуть ли не единственный случай  в режиссуре Любимова), а перевоплощались в них максимально убедительно.

«Владимир Высоцкий»

Год. 1981
Театр. Театр на Таганке

Поэтическое посвящение умершему Высоцкому, в котором артисты ведут диалог с голосом Высоцкого. Спектакль был сыгран лишь раз с разрешения Андропова в годовщину смерти Высоцкого 25 июля 1981 года. В постоянный репертуар постановка вошла только с 25 января 1988 года.

«Бесы»

Год. 2012
Автор. Федор Достоевский
Театр. Театр имени Вахтангова

Концертное исполнение романа под музыку Стравинского, в котором Верховенский-старший признает свои ошибки и печально смотрит на беснующуюся молодежь, многими было воспринято как посвящение взбунтовавшимся ученикам — ведь именно из-за конфликта с ними Любимов в 2011 году покинул Таганку. 

«Князь Игорь»

Год. 2013
Автор. Александр Бородин
Театр. Большой театр

Четырехчасовую оперу Бородина Любимов безжалостно сократил на полтора часа. «Князь Игорь» загримирован под Таганку и выглядит публицистическим высказыванием Любимова о войне и мире.

Новости партнеров

Реклама