Трендовые новости

Тренды
Москва, 30.10.2014
«Русский репортер» №42 (370)

Комментарий

«Бактерии могут замедлить старение»

Российская компания — биомедицинский холдинг «Атлас» — начала разрабатывать средство для диагностики микробиома человека, которое поможет пациенту узнать много нового о своем организме.

Говоря про микробиом, любят повторять: человек — это дом для бактерий. На самом деле все не совсем так, потому что бактерии — это неотъемлемая часть организма человека. И от их состояния и видового состава зависят наше самочувствие и здоровье.

Последние эксперименты с микробиомом показали много любопытного. Например, то, что при наличии определенных бактерий в кишечнике у человека может развиваться депрессивное состояние. Или то, что некоторые кишечные бактерии могут серьезно замедлить процесс старения организма. А еще то, что если пересадить людям, страдающим ожирением, микроорганизмы, обитающие в кишечнике худощавых людей, то первые вполне могут постепенно сбросить вес и больше его не набирать. Кроме того, всем стоит знать, что в содержащих бактерии препаратах, которые назначают после приема антибиотиков для восстановления микрофлоры кишечника, на самом деле живут хорошие, но имеющие для людей неприятный эффект микроорганизмы — они помогают человеку набирать вес. Это все, конечно, не подтвержденные факты, изучение бактерий — сложная и многогранная задача.

Раньше все понимали, что у человека есть какая-то микрофлора, но не знали, что от нее столь многое зависит. Теперь ученые осознали: пришло время дотошно исследовать микробиом. Сейчас я помогаю биологам, занимающимся изучением микробиома человека в российской популяции, создавать специальный тест на определение видов, количества и качества бактерий, которыми заселен организм. В дальнейшем это поможет найти более эффективные методы лечения.

Анча Баранова, доктор биологических наук, профессор Университета Джорджа Мэйсона, директор по науке холдинга «Атлас»

100 000 градусов Цельсия и выше — такова температура взрывных выбросов с поверхности Солнца. Это установили ученые NASA, изучившие последние данные, собранные солнечным телескопом IRIS. Ранее считалось, что такие выбросы несколько холоднее.

Альтруистами управляет инстинкт

Психологи выяснили, что влияет на мотивацию людей, рискующих жизнями ради других. Для этого они проанализировали все опубликованные интервью с альтруистами, получившими медаль Фонда Карнеги, который награждает людей в США и Канаде за выдающиеся героические поступки. Оказалось, что во время кризисной ситуации у этих людей не включаются ни инстинкт самосохранения, ни какие-то аналитические функции, помогающие оценить обстоятельства и риски, зато начинают активнее работать интуиция и некоторые подсознательные процессы, которые ученые условно назвали инстинктом самоотверженности. Этот обратный самосохранению инстинкт и провоцирует героическое поведение — он отключает в голове человека способность адекватно воспринимать происходящее.

Луч света двигает предметы

Ученым из Австралийского национального университета удалось сдвинуть лазерным лучом мизерную (меньше миллиметра в диаметре) полую стеклянную сферу с золотым покрытием на несколько десятков сантиметров. Ранее ученые разработали технологию фотонного вихря — это немного похоже на лазер, но работает по другому принципу: управляет импульсами фотонов, которые, закручиваясь с большой скоростью, приобретают силу и способность толкать крошечные предметы на достаточно большие расстояния. Перемещение лазером стеклянного шарика — первый в мире удачный опыт. Здесь все зависело от интенсивности луча и его температуры; фотоны нагревали воздух вокруг сферы, и горячие воздушные потоки, отталкиваясь от холодного предмета, слегка сдвигали его с места. Когда же ученые меняли поляризацию лазера, у них получалось не только двигать шарик, но еще и направлять его в разные стороны.

Жонглирование помогает мозгу расти

Миелин, или белое вещество, которое входит в состав спинного и головного мозга, отвечает за двигательные функции и за научение новым движениям. В мозгу взрослого человека или животного оно сформировано так, будто не способно больше расти. Однако ученые, проведя эксперимент на половозрелых лабораторных мышах, выяснили, что при приобретении неожиданного нового двигательного навыка клетки олигодендроциты, формирующие миелин, начинают развиваться как в детстве. Для того чтобы заставить белое вещество расти, ученые вынудили мышей бегать в так называемом сложном колесе — колесе с неправильно расположенными ступеньками. А людям для развития белого вещества ученые советуют заняться, например, жонглированием.

Старческую близорукость остановят

Детский мозг легко приспосабливается ко всем изменениям в окружающей среде. Но c возрастом эта пластичность постепенно снижается. Белок PirB — основной «тормоз» нашего мозга. Он замедляет передачу информации и снижает способность к запоминанию. Более того, он становится причиной старческого ослабления остроты зрения, которое не поддается коррекции. Проводя опыты на стареющих мышах, ученые впервые сумели подавить действие этого белка. После инъекций, блокирующих функции PirB, мышиный мозг снова стал пластичнее — то есть стал проще воспринимать вызовы внешнего мира и легче к ним адаптироваться; у большинства испытуемых мышей полностью остановилось развитие слепоты.

Источники: (1) Rand David G., Epstein Ziv G. // PLOS ONE. — October 15, 2014  (2) Krolikowski Wieslaw et al.// Nature. — October 22, 2014  (3) McKenzie Ian A., Richardson William D. et al. // Science. — October 17, 2014 (4) David N. Bochner et al. // Science. — Published online. — October 15, 2014