7 вопросов Маэль Мари Гавэ, генеральному директору компании Ozon

Константин Мильчин
13 ноября 2014, 00:00
13 ноября 2014, 00:00

Компания Ozon в четвертый раз вручила Книжную премию Рунета. Особенность этой литературной награды в том, что часть победителей пользователи интернета выбирают напрямую. «РР» поговорил с генеральным директором компании Маэль Мари Гавэ о премии, будущем книжного рынка и роботах

Фото: предоставлено компанией OZON

1. Книжная премия Ozon существует с 2011 года. Она влияет на книжный рынок?

Cегодня можно с уверенностью сказать, что Книжная премия Рунета по-настоящему состоялась: у нее есть собственное лицо, идея, аудитория. И народный характер — десятки тысяч обычных читателей отдают голоса за любимые книги и авторов. В отличие от множества премий, где победителя определяет жюри, здесь это действительно делают простые люди. Нам хотелось бы говорить о том, что премия серьезно влияет на читательский выбор и книжный рынок в целом, но мы более трезво смотрим на вещи.

2. Итоги премии оказывают влияние на работу компании?

Это для нас своего рода экзамен на профпригодность. Насколько грамотно и интересно мы сформируем и подберем перечень книг-участников, настолько премия будет востребована, принята и в конечном итоге оценена всеми участниками процесса — и непосредственно читателями, и авторами, и производителями-издателями. В одном из книжных я видела полку «Победители Книжной премии Рунета», очень меня это порадовало.

3. Что происходит с российским книжным рынком? Все плохо?

Рынок переживает нелегкие времена. Их можно определить одним словом: стагнация. Падение тиражей, снижение спроса, пиратство, закрытие или перепрофилирование книжных магазинов, сужение книжного ассортимента в пользу сопутствующих товаров вроде канцелярских. Все эти тревожные симптомы не прибавляют оптимизма как издателям, так и розничным и оптовым операторам. Вместе с тем книжная онлайн-торговля сегодня выглядит совершенно иначе, она растет. Что касается популярности чтения — не думаю, что люди стали меньше читать, они покупают онлайн, читают при помощи ридеров.

4. Падение курса рубля скажется на книжном рынке?

Вряд ли даже столь серьезное падение рубля повлияет на цены, ведь книги печатаются в России, а вот в ценах на импортные поставки мы, конечно, ожидаем весомых изменений. Читать меньше не станут, а вот более тщательно подходить к выбору книги, думаю, придется многим. И тут вызов на самом деле и нам как продавцам: мы должны вместе с издателем представить покупателю расширенное описание книги с фрагментом содержания, рецензией, иллюстрациями.

5. Едва выйдя на рынок электронных книг, Ozon подписал соглашение с компанией Litres, принадлежащей лидеру книжного рынка, издательству «Эксмо». Вы отдали рынок электронных книг без боя?

В последние годы в России было несколько попыток выстраивания рынка цифровой дистрибуции книг, к сожалению, не все они увенчались успехом. Мы начали заниматься продажей цифровых книг еще в 2008-м. На момент приобретения доли в Litres Ozon была проделана большая работа, заключены прямые контракты с издательствами, цифровой книжный ассортимент насчитывал более 20 тысяч наименований. Но стало очевидно: достигнут некий предел, нужен новый подход, чтобы двигаться дальше. Сегодня от сотрудничества мы видим одни плюсы: впервые выступивший как акционер, Ozon только выигрывает благодаря инвестициям в быстрорастущий сегмент рынка.

6. Книги по-прежнему ваш основной товар или другие разделы ассортимента  перевешивают?

Если говорить про оборот Ozon.ru, то на первом месте книги, с минимальным отставанием — электроника, за ней детские товары.

7. Планируете ли вы, подобно Amazon, отправлять посылки дронами?

Информация о том, что Amazon начнет доставлять заказы дронами, была сильнейшим PR-ходом, рынок просто сошел с ума, все это обсуждали. Но я бы разделила вопрос на две части: использование дронов для преодоления последней мили, то есть доставки заказов клиенту, это гениальный  PR. Но почему бы при этом не рассмотреть всерьез использование дронов для доставки товаров между складами одного ритейлера? Удобно!

История Ozon

  • 1998. Основание компании
  • 2000. Ozon вместе с «Яндексом» получает инвестирование от компании Ru-Net Holdings и начинает быстро развиваться
  • 2011. Учреждена Книжная премия Рунета
  • 2013. Ozon покупает долю крупнейшего в России книжного интернет-магазина Litres