Фильмы

4 декабря 2014, 00:00

Мнение

Опасный избыток 

9 декабря в Москве начнется «Артдокфест»  — самый главный и самый большой фестиваль документального кино в России. Это на него категорически отказался давать деньги наш министр культуры. Причины министерской неприязни, с одной стороны, не очень понятны: Владимир Мединский приписывает президенту фестиваля, режиссеру-документалисту Виталию Манскому какие-то антигосударственные высказывания. Что за высказывания и почему они антигосударственные — не очень ясно. С другой стороны, антипатия Мединского хорошо понятна. На его месте я бы тоже все это запретил.

Ведь что такое кинодокументалистика? Например, оружие. Она была им на протяжении почти всего XX века. Киносети французских профсоюзов, которые подпольно показывали фильмы о борьбе в других городах и странах. Художественные реконструкции революций (вроде «Битвы за Алжир» Понтекорво), на которых учились поколения как революционеров, так и сотрудников охранки. Но сегодняшний док еще опасней — потому что часто стоит выше политических манипуляций. Кино больше не документирует борьбу за ту или иную свободу, но фиксирует повсеместное состояние катастрофы. Камера разоблачает, утверждают документалисты, — и это так. Самые громкие документальные проекты, посвященные московским событиям 2012 года, — «Зимы не будет» и «Срок» — вызывают чувство неловкости даже у условно оппозиционного зрителя. Попадающая на пленку реальность течет так, как течет, а не так, как пытаются направить ее течение политические берега.

Также и документальные фильмы об Украине, прошлой и настоящей, которые составят отдельную программу «Артдокфеста», взятые вместе не вписываются в примитивные, грубые рамки идеологий. Это — срез реальности. Всегда избыточной, никогда не помещающейся целиком в придуманную нами символическую, удобную картину мира. Этот избыток-то и воспринимается как нечто подрывное для культуры самоограничения, самоослепления и самоцензуры.

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

«Артдокфест»

9–17 декабря, в кинотеатрах «Формула кино Горизонт» и «Фитиль»

Хоббит, битва пяти воинств

Питер Джексон

Новая часть нескончаемой хоббиссеи (или хоббитианы?). Сюжет известен всем неравнодушным: пройдя сквозь Одинокую Гору, гномы и Бильбо успевают как раз к великой битве пяти рас за господство над Средиземьем.

Василиса

Антон Сиверс

Кино о жизни, страсти и борьбе влюбленной в Русь и в молодого офицера крепостной красотки Василисы Кожиной. Киношная Кожина имеет мало общего со своим прототипом — мрачной и дородной старостихой, зарубившей косой слишком строптивого пленного французика (этим инцидентом и ограничивается реальная боевая биография Василисы). В фильме Антона Сиверса Василиса молода и хороша собой (еще бы — ее играет Ходченкова), она не ведает смирения ни в любви, ни в войне. Тает снег от запретной крестьянско-офицерской страсти. Громом звучат найденные в каких-то еще советских книжках лозунги из уст красавцев-гусар. Мерзнут и плачут французы, посмевшие ступить на землю Русскую. Не кино, а влажная мечта патриота.

Дурак

Юрий Быков

Кино морального беспокойства, снятое так, будто на дворе 1975 год. Фильм Быкова вообще выглядит как «Прошу слова» 35 лет спустя: тот же провинциальный городок, такая же женщина-градоначальник и ровно те же новостройки для молодежи на другом берегу реки. Только начальнички все продали-перепродали, молодежь превратилась в татуированных алкашей и юных наркоманов, а стены общежития дали опасную трещину. Но всем плевать, кроме неравнодушного сантехника Димы. Выбранная Быковым метафора для описания нашего общего состояния более чем прозрачна, а первоначальный слоган фильма звучал пре-дельно откровенно «Дом падает!» Наблюдая за курсом рубля и вот этим всем, мы не можем с ним не согласится.

Я дышу

Мелани Лоран

История очень тесной дружбы двух старшеклассниц, хрупкой Шарлин и оторвы Ванессы, чем-то напоминающая «Жизнь Адель». Впрочем, тут женская дружба эволюционирует не в лесби-мелодраму, а в угрюмый триллер.