Вот, например, Бразилия. Сейчас там начинается лето. Есть чему позавидовать. А еще поводом для зависти может служить уникальная национально-расовая среда. В этой стране перемешаны потомки европейцев всех мастей, местные индейцы, выходцы из Азии и негры. Между ними существует множество промежуточных вариантов, благо бразильцы народ любвеобильный, и дети смешанных кровей появлялись там довольно часто. Фактически понятие расы и национальности если не стерто совсем, то не так выражено, как во всех других частях света. Местные социологи даже ввели особый термин — расовая демократия.
Но когда-то дело обстояло совсем не так. Три века в Бразилии существовало массовое рабство. Сюда перевезли тысячи негров из португальских колоний Африки. Положение невольников было чуть лучше, чем в США. Да и сами рабы были не такими смиренными — периодически они устраивали восстания и даже ухитрились однажды образовать в джунглях собственное государство. Но рабство все равно рабство — штука отвратительная.
Именно чернокожим рабам приписывают происхождение фейжоады — главного национального блюда Бразилии. Считается, что рабы подворовывали у хозяев черную фасоль, предназначавшуюся на корм скоту, и добавляли в нее обрезки мяса, оставшиеся от господского обеда. В итоге получалась вполне вкусная похлебка.
Есть подозрение, что это не более чем миф, и на самом деле фейжоада появилась из какой-нибудь французской кухни. Но мне так и представляется крепкий негр, который под жарким бразильским солнцем варит из украденных продуктов свою фейжоаду и помешивает содержимое котелка, пританцовывая в ритме самбы.
Тем более что в 1888 году принцесса Изабель подписала так называемый Золотой закон, по которому рабство в Бразилии отменялось. Негры стали свободными и полноправными. А фейжоаду стали готовить везде — и в хижинах, и в особняках. Ее нынешний рецепт вобрал в себя традиции всех классов и национальностей. Что тут говорить — расовая демократия.
Теперь собственно рецепт. Сразу оговорю — это сильно упрощенная версия классической фейжоады.
1. Вечером берем полкило черной фасоли и замачиваем (в хорошем смысле слова).
2. Перед сном перечитываем Жоржа Амаду или кого-нибудь еще из бразильских классиков.
3. На следующий день начинаем эту фасоль варить. Минут через сорок добавляем туда мелко порезанное мясо — сырое, копченое, вяленое, какое угодно. Еще туда надо добавить колбасы и сосисок. Конечно, есть строгие рецепты, предписывающие, какой именно должна быть мясная добавка (чаще всего встречаются острые колбаски и свиные ребрышки). Но не надо впадать в догматизм. Главное, чтобы было и сырое мясо, и копченое.
4. Пока содержимое кастрюли варится, обращаем свои взоры к сковороде. Туда отправляем мелко нарезанными репчатый лук, копченый бекон или сырое жирное мясо, имбирь, сладкий перец, острый перец, всяческие приправы.
5. Берем четверть кружки уже сварившейся фасоли и пять столовых ложек муки. Легенда гласит, что мука пришла в фейжоаду из кухни бразильских индейцев. Правда, в оригинале она из маниоки, а нам придется довольствоваться пшеничной. Растираем фасоль и муку вместе с маслом. Как только смесь стала однородной, отправляем ее жариться на сковородку, которая к этому времени уже вошла в стадию активного шкворчания.
6. Жарим. Варим. Танцуем капоэйру.
7. Не забывайте помешивать — фасоль может пригореть.
8. Минут через двадцать перекладываем в кастрюлю, в которой к тому времени большая часть воды уже выпарилась и образовался насыщенный бульон.
9. Снова варим. Минут двадцать. Потерпите — немного осталось. И не забывайте помешивать.
10. За три минуты до готовности добавляем в кастрюлю мелко нарезанный чеснок и зелень.
11. Основное блюдо готово. Теперь его можно разложить по мискам.
И помните — с каждой ложкой фейжоады вы все терпимее и терпимее относитесь к людям иного цвета кожи. А иначе зачем бы придумали это блюдо?