Проценты позитива

Специальный проект
Москва, 18.12.2014
«Русский репортер» №1-3 (379)
Каким бы трудным ни выдался уходящий год, праздника никто не отменял. А значит, не отменяли ни подарков, ни спецпредложений. К Новому году российские банки традиционно готовят для клиентов сезонные акции. И у тех, кто ими воспользуется, определенно добавится шансов встретить следующий, 2015 год с позитивным настроением

Фото: Elizabeth Crego/Alamy/ТАСС

Карты на стол

Именно на деньги, а не на подарки как таковые сегодня обращают основное внимание. По вкладам или кредитам всегда было так: главное — процентная ставка, а не сюрприз. А теперь и в отношении пластиковых карт, с которыми традиционно увязывается большинство подобных сюрпризов, банки стали делать максимально конкретные и понятные предложения.

Вне конкуренции, пожалуй, банк «Русский стандарт» с его акцией «Оплатим Ваши новогодние покупки». Куда уж понятней и конкретнее, особенно когда возвращается до 100% потраченных денег! Для участия в акции в период с 1 ноября по 31 декабря нужно оформить одну из трех карт MasterCard «Русский Стандарт»: «Классик», «Голд» или «Удобная карта». Наибольшие шансы получить приз первого уровня получают те, кто до 14 января 2015 года совершит больше всего транзакций. Первым пятидесяти победителям вернут на карту все деньги. Второй уровень — возврат половины потраченной суммы. Таких счастливчиков окажется 150 человек. И еще 800 призеров получат назад 10% стоимости совершенных покупок.

Но, конечно, деньги деньгами, а в канун такого волшебного праздника, как Новый год, хочется и чего-то поинтереснее: хотя бы отправиться в путешествие. И с банками это, конечно, возможно.   

В нынешнем году отмечает свое трехлетие популярная программа «Спасибо от Сбербанка», словно бы по случаю этого скромного юбилея награжденная в 2014 году международной премией Loyalty Awards сразу в трех номинациях: «Лучшая коалиционная программа лояльности», «Лучшая программа лояльности финансовых институтов» и «Лучшая программа лояльности с использованием пластиковых карт».

В программе, которая продлится с 1 декабря 2014 года по 31 января 2015 года, смогут принять участие держатели практически всех «сберовских» карт (за исключением карт Maestro и Maestro «Социальная» Северо-Западного банка Сбербанка России, номера которых начинаются с цифр 676195 и 630002551). Три главных победителя как раз и получат в подарок новогоднюю поездку на двоих в парижский «Диснейленд» от компании TPStravel. Призы второго уровня гораздо скромнее: пятнадцать подарочных сертификатов на 3000 рублей от ювелирной компании «Адамас». Третий уровень — ровно 2015 участников программы получат по тысяче бонусов «Спасибо».

С одной стороны, благодарностью сыт не будешь! А ведь для того, чтобы принять участие в розыгрыше, необходимо не только зарегистрироваться на сайте программы //spasibosberbank.ru, но и совершить покупки сразу у трех партнеров программы на сумму от трех тысяч рублей. Но с другой стороны, за парижский «Диснейленд» это в любом случае хорошая цена, да и к тому же для участников акции партнеры предла- гают скидки: «Ол!Гуд», Burger King, Glam и LeCadeau — по 15%, «Нияма» — 10%, «Стильпарк» — 8%.

Разыгрывает новогодние поездки и «Ситибанк», но только среди держателей кредитной карты Visa «Аэрофлот». И условия тут заметно жестче. С 30 октября 2014 года по 11 января 2015 года нужно совершить покупок по кредитке на сумму уже не от трех тысяч, а от тридцати тысяч рублей, и при этом еще хранить все чеки, слипы, квитанции. Но зато первые три приза — пятидневная поездка на двоих в Прагу. Второй уровень — пять компьютеров «Все в одном» от сети фирменных магазинов техники Apple re:Store. И, наконец, пятьдесят бонусов на карту по три тысячи рублей (не тридцать тысяч!).

Замыкает рейтинг самых масштабных акций по картам «ЮниКредит Банк». Здесь предлагают с 5 ноября по 31 декабря как можно активнее расплачиваться рублевой кредиткой MasterCard (при условии, что она выпущена «ЮниКредит Банком»). За покупки на сумму свыше пяти тысяч рублей (общее их число не оговаривается) соискатель получает шанс выиграть автомобиль Jaguar XF Business Edition. Но такой крупный лот всего один. Призы второго уровня — это 25 смартфонов iPhone 6 (за покупки от трех тысяч рублей) и, наконец, тысяча бонусов по тысяче рублей на счет мобильного телефона. Пустячок, а приятно.

Время вкладываться

Нет худа без добра. Да, 2014 год оказался трудным. Но зато к декабрю средняя максимальная ставка по рублевым вкладам, рассчитываемая Центробанком, выросла до 10,07% — абсолютный рекорд с августа 2012-го! Так что удивляться новогодним предложениям в 12% и более уже не стоит. Тем более что это не какой-то новогодний ажиотаж, а честная игра в пределах правил: ЦБ разрешает повышение ставок до 2 процентных пункта от средней максимальной. 

Резонный вопрос: охотнее ли россияне стали нести свои деньги в банки?

— Вопрос, с чем сравнивать, — отвечает Антон Маслий, директор департамента разработки розничных продуктов «Бинбанка». — Например, с ноября-декабря 2013 года, когда отозвали лицензию у «Мастер-Банка», началась некоторая паника, и сравнение с прошлым годом было бы некорректным. На этом фоне нынешний год выглядит скорее позитивно. В целом, по подсчетам наших аналитиков, среднегодовой прирост по вкладам населения составил в 2014 году около 9%.

Другое дело, что сначала прогнозировали целых 19%, потом 15%. Да и в теперешних 9% рублевый прирост составил всего около 2%. Остальные 7% добираются за счет валюты и валютной переоценки, чему вряд ли стоит удивляться, учитывая, как сильно выросли за последнее время доллар и евро. Но в любом случае по вкладам действительно есть прирост, пусть и не такой заметный, как ожидалось. А вот, например, по потребительским кредитам следует отметить снижение спроса, и довольно существенное: в нашем банке — примерно на четверть, если не на треть. Да и в других похожая ситуация.

Дело в том, что сейчас на рынке практически все банки стараются работать с собственной базой, то есть либо с клиентами, которые уже брали у них кредиты, либо с сотрудниками аккредитованных зарплатных предприятий. Но как раз заемщики с белым доходом и хорошей кредитной историей ведут себя сегодня особенно осторожно и не совсем готовы брать на себя дополнительные денежные обязательства.

 rr4914_078-1.jpg Фото: Лидия Рыженко/Фотобанк Лори
Фото: Лидия Рыженко/Фотобанк Лори

Ставка имеет значение

Как и в случае с потребительскими креди-тами, не отмечено резкого всплеска с ипотекой, несмотря на некоторый ажиотаж на рынке недвижимости, спровоцированный падением рубля. Но тут причины понятны.

— В последние месяцы произошло самое крупное за последние годы повышение ставок по ипотечным кредитам, — гово- рит Дмитрий Шапочкин, заместитель директора департамента ипотечного кредитования банка «Петрокоммерц». — Средневзвешенная ставка еще в сентябре выросла на 1 процентный пункт и до конца года вырастет еще. Кроме того, сейчас, — так сказать, в период волатильности, — рынок замирает. Продавцы и покупатели недвижимости стараются поймать тренд — куда пойдет цена: вверх или вниз. Ведь понятно, что продавец хочет продать подороже, а покупатель — купить подешевле. Так что из-за нестабильности экономики страны всплеска ипотечных кредитов ждать не следовало, пусть даже ипотека по-прежнему является единственной возможностью для большинства россиян решить свои жилищные проблемы.

Поэтому в любом случае наиболее востребованными, особенно под Новый год, остаются вклады. «Бинбанк» в этой связи обновил свой «Хит сезона» — теперь у него есть второе название, «Новогодний на вырост», и ставка повышена до 12,5%! 

— Его главное преимущество, — поясняет Антон Маслий, — в том, что это вклад простой и понятный, с высокой, а главное, прямой ставкой. Ведь есть еще и «лестничная» — когда, например, в первом квартале начисляется всего 6%, во втором 8, в третьем 10%, и только в последнем, четвертом квартале — заявленные 11% или 12%. Понятно, что в рекламе предложения указывается только эта последняя цифра. Но «Хит сезона» — это прямые и честные 12,5%, с первого и до последнего дня. Клиенту очень несложно понять, какую выгоду он получит.

Среди фиксированных ставок это одна из самых высоких. В среднем же по рынку она составляет 10,5–11%. Местами ее прямой характер даже обыгрывается в названии вклада, как например, в «Замороженном проценте» от банка «Союз». Но если увидите цифру 13%, то смело можно утверждать, что ставка «лестничная», и в рекламе указано только пиковое значение.

Кстати, о названиях вкладов. Остались в прошлом «Удачный год», «Золотые дни» и «Сказочные инвестиции». Приходит время сдержанности во всем.

У партнеров

    Реклама