Клонирование вымерших видов

5 февраля 2015, 00:00

Несмотря на трудности, ученые пытаются использовать клонирование для восстановления популяций вымерших животных, и кое-какие результаты уже имеются

Фото: Mike Lane/FLPA/East News

Букардо

В 2009 году испанским генетикам удалось клонировать вымершего в 2000 году пиренейского козла, поместив его гены в яйцеклетку домашней козы. Всего создали 439 эмбрионов, 57 из которых были имплантированы в суррогатные матки. Только в семи случаях операция дала в итоге беременность, и лишь одна коза из этой группы родила детеныша женского пола. Козленок умер спустя семь минут после рождения — от проблем с дыхательной системой. Но принципиальная возможность воскрешения вымершего вида была доказана.

Бантенг

rr0515_064_2.jpg Фото: Michar Peppenster
Фото: Michar Peppenster

Бантенги — дикие быки из Юго-Восточной Азии, которые еще сохранились в отдельных местах, но находятся под угрозой вымирания. В 2004 году на свет появилась пара бантенгов, клонированных из клеток животных, умерших в 1980 году, — тогда их тела были помещены в уникальный «замороженный зоопарк» Сан-Диего. Бантенгов клонировали, перенеся их генетический материал в пустые яйцеклетки обычных домашних коров; из шестнадцати зародышей до рождения дотянули двое.

Сумчатый волк

rr0515_064_3.jpg Фото: Dave Watts/Alamy/ТАСС
Фото: Dave Watts/Alamy/ТАСС

Тасманский волк, крупнейший сумчатый хищник, был истреблен охотниками в 1930-е годы. В 1999 году Национальный австралийский музей в Сиднее объявил о начале проекта по созданию его клона. Источником генетического материала послужил заспиртованный детеныш этого животного, который более ста лет хранится в сиднейском музее. В конце 2002 года ДНК удалось извлечь, но образцы оказались повреждены и непригодны для использования. Проект приостановили, однако в 2008 году ученым все же удалось заставить один из восстановленных фрагментов генома сумчатого волка заработать — для этого его встроили в геном эмбриона мыши.

Лягушка-реобатрахус

rr0515_064_4.jpg Фото: Mike Tyler/University of Adelaide/Polaris/East News
Фото: Mike Tyler/University of Adelaide/Polaris/East News

Биоинженерам из Университета Нового Южного Уэльса удалось получить клонированный эмбрион австралийской лягушки Rheobatrachus silus, вымершей в 1980-е годы. Ее называли «заботливой лягушкой» из-за необычного репродуктивного поведения — самки заглатывали оплодотворенную икру и затем вынашивали ее у себя в желудке, так что лягушата появлялись на свет изо рта своей матери.

Ядра соматических клеток реобатрахуса, пролежавших в заморозке тридцать лет, переса-дили в яйцеклетку близкого вида лягушек. Ученым удалось получить эмбрионы с несколькими сотнями клеток, но дальше их развитие не пошло из-за недостаточно отработанной техники эксперимента. Эмбрионы просуществовали лишь несколько дней, но ученые считают это важным достижением на пути к успеху.

Вымершие птицы

rr0515_064_5.jpg Фото: DEA PICTURE LIBRARY/UIG Nature Environment/ East News
Фото: DEA PICTURE LIBRARY/UIG Nature Environment/ East News

Ученые Оксфордского университета частично выделили ДНК из немногочисленных останков гигантских вымерших птиц — новозеландского страуса моа и мадагаскарского эпиорниса. К сожалению, их генетический материал оказался сильно поврежден, и современный уровень технологий не позволяет провести полноценное клонирование. Возникают и другие проекты клонирования вымерших птиц — например, знаменитого дронта, истребленного в XVII веке. В 2006 году на острове Маврикий обнаружены довольно хорошо сохранившиеся останки этой птицы.