На фабричной стороне

Константин Мильчин
5 февраля 2015, 00:00

Индустриальная эстетика на выставке в Центре братьев Люмьер

Леонид Лазарев. «Рождение Сердец», 1965. Лазарев — один из классиков советской фотографии, начавший снимать в 1957 году на Московском международном фестивале молодежи и студентов

Диктатура пролетариата — этот марксистский термин описывал форму власти, при которой правит рабочий класс. Формально именно так был устроен Советский Союз, и именно поэтому в нем был культ Завода. О заводах снимались фильмы, пелись песни, писались романы, выпускались фотоальбомы; детей с ранних лет готовили к тому, что их взрослая жизнь пройдет на заводе. Завод был не просто местом, где выпускаются нужные для страны и населения вещи, — он был объектом эстетизации и местом поклонения, храмом новой религии. Заводские трубы в пейзажах советских городов заняли место куполов церквей в пейзажах городов дореволюционных.

СССР давно уже нет, многие фабрики в России и других бывших советских республиках закрыты и переделаны в офисы, торговые центры или даже выставочные пространства, из Москвы выводятся последние промышленные предприятия. Центр фотографии имени братьев Люмьер решил исследовать феномен завода. Большая выставка «PROзавод», с одной стороны, показывает, как менялся образ фабричного пространства в работах советских, а затем и российских фотографов, режиссеров и документалистов. С другой — «PROзавод» рассказывает историю советской индустриальной архитектуры.

Символично, что и сам проект проходит на заводе — на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь». «PROзавод» стартовал 15 января и продлится до 15 марта.