Фильмы

Афиша
Москва, 19.03.2015
«Русский репортер» №8 (384)

Мнение

Из парка в парк

Говорить об отставке московского министра культуры спустя уже неделю немного странно. Но я, собственно, не о министре, я о культуре. Три года «капковщины» принято считать тремя годами мимикрии Москвы под Европу — временем, когда хоть что-то «у нас» делалось как «у них». Ситуация с Капковым была примечательна как раз своей самобытностью, приятной исключительностью — на важный пост пришел человек, чье понимание слова «культура» примерно совпадало с тем, что о себе думают сами деятели культуры.

Что это за представление? Ну, такое же, как и во всем мире, — на культуру смотрят не как на абстрактную духовность, а как на специфическую и привилегированную область потребления. Грубая формула «Ты — это то, что ты покупаешь», может, и не всегда работает в сфере джинсов и холодильников, но уж точно справедлива в случае книжек, фильмов и концертов. В ситуации краха любых больших идей и нарративов, в эпоху частичной занятости, удаленной работы, тотального фриланса человеку уже затруднительно иметь и профессиональную, и классовую, и национальную идентичность. Именно культура создает субъективность. И не только сегодня. Вся концепция сталинского соцреализма строилась на том, что, потребляя отвратительное, как рыбий жир, социалистическое искусство, старорежимный человек станет новым, советским. Культура стала восприниматься у нас как унылое бормотание из радиоточки, как неприятный, но важный для поддержания круговорота жизни ритуал.  Собственно, именно так, как отрыжку государственности, кажется, понимают культуру и в ее министерстве.

В Москве же на протяжении последних трех лет практиковался, утилитарный подход. Все эти пресловутые митболы (то есть фрикадельки), капкейки (то есть кексы) и тыквенный суп, которыми был украшен путь условного «хипстера» из парка в музей и обратно, были важными символами, атрибутами, указывающими на то, что выставка Тициана в Пушкинском или концерт электронной музыки в Музеоне — это такие вкусные праздничные штуковины. С одной стороны, довольно демократичные, а с другой — обладающие аурой исключительности. Следующим естественным шагом было бы превращение культурных площадок в подобие социального клуба, в место, куда приходят не только послушать и посмотреть, но и поболтать, познакомиться, потусоваться и высказаться самому. Но, кажется, киноклубов и камерных театров без «четвертой стены» (вспомним недавние позорные гонения на Театр.doc) власти боятся пуще баз НАТО.

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

Поклонник

Роб Коэн

На самом деле этот романтический триллер называется «Сосед», и подобное хичкокианское название придает зрительской мысли более остросюжетное направление. «Поклонник» очень нуждается в таком смещении перспективы, ведь история неправильной связи преподавательницы колледжа (Дженнифер Лопез) с опасным соседом лет двадцати  вырастает именно из паранойи. Зловредный поклонник стремится подчинить себе жизнь и мысли учительницы, именно его постоянные непристойные намеки создают то нервное напряжение, без которого не бывать никакому триллеру.

Газели 

Мона Ашаш

Киноверсия моноспектакля «Камилла атакует» об отважной борьбе женщины за тридцать за свое женское счастье. В фильме героиню зовут Мари, она работает в скучной конторе и в самом же начале фильма уходит от мужчины, с которым прожила четырнадцать лет (а знакома была вообще со школьной скамьи). Впереди — 90 минут отчаянных поисков нового хорошего парня, которые проходят, разумеется, на вечеринках, в клубах, ну и, в случае удачи, на полу разнообразных парижских квартир. В конце все женятся.

Призрак

Александр Войтинский

Новый фильм Александра Войтинского, постоянного композитора Тимура Бекмамбетова, не так давно переквалифицировавшегося в режиссеры (его дебютом была «Черная молния»). «Призрак» следует отнести к бастардному жанру адаптации классики. К счастью, не русской и литературной, а голливудской. Мертвый летчик-ас в исполнении Федора Бондарчука является четырнадцатилетнему олуху-безотцовщине. Дальнейшее похоже на лайт-версию «Пяти вечеров» — конечно, с оптимистическим финалом.

Барашек Шон

Марк Бертон

Дебют на большом экране барашка Шона, постоянного персонажа мультфильмов знаменитой британской студии Aardman Animations (когда-то барашек, как и все аардмановские персонажи, был пластилиновым, а сейчас стал цифровым, но все равно выглядит очень по-домашнему). В фильме Шон и его стадо перебираются из деревни в город, чтобы выкрасть оттуда своего хозяина, потерявшего память Фермера. Чтобы не привлекать лишнего внимания, бараны решают выдавать себя за людей.

У партнеров

    Реклама