Трендовые новости

Тренды
Москва, 02.04.2015
«Русский репортер» №9 (385)

На Марсе нашли органику

Новыми удивительными данными поделился марсоход Curiosity, сейчас находящийся на Красной планете. В грунте Марса найдены органические молекулы — шестиуглеродное соединение хлорбензол, а также предположительно десятиуглеродная карбоновая кислота, которая напоминает жирные кислоты, входящие в состав клеточных мембран живых организмов. Конечно, обнаруженные молекулы не гарантируют, что жизнь на этой планете когда-то существовала. Но находка показывает, что хрупкие органические соединения вполне могут выдержать экстремальные марсианские условия. (1)

3D-принтер теперь печатает быстрее и изящнее

Один из самых больших недостатков трехмерных принтеров — медленная скорость печати. Однако недавно инженеры создали новую технологию, в десятки раз ускоряющую процесс печати. Теперь фигурки будут создаваться не за день, а за несколько минут. У этого сверхскоростного принтера под названием CLIP нет форсунок, которые выдавливают чернила послойно, создавая объемный предмет. Принцип действия совершенно иной: есть ванна с жидкой фоточувствительной смолой, в нее обмакивается пластина и начинает медленно подниматься, буквально вытягивая прилипшую к ней смолу. На дне этой ванны в определенной последовательности и под нужным углом пробегают запрограммированные ультрафиолетовые лучи — они заставляют тянущуюся вверх жидкость моментально застывать в нужной форме. Эти лучи как искусные гравировщики высекают самые изящные и мелкие узоры размером меньше 0,1 мм. (2)

Магнитное поле управляет мозгом

До недавнего времени, чтобы стимулировать различные области мозга, например для лечения паралича или болезни Паркинсона, к человеку подсоединяли бесчисленное количество проводков или оптоволокон. Нейрофизиологи проверили на мышах новый метод воздействия на мозг — беспроводной. Они при помощи инъекции доставили в нервные клетки грызунов капсаицин—чувствительные терморецепторы (капсаицин — вещество, содержащееся в жгучих перцах). Затем в определенные области мозга ввели магнитные наночастицы, которые, в свою очередь, способны нагреваться под воздействием внешнего переменного магнитного поля. Когда разогреваются наночастицы, рецепторы активируются и нейроны возбуждаются. Мыши, на которых воздействовали такими сигналами, выполняли именно те команды, которые им задавали ученые. Так что, выходит, грызунами управляли дистанционно — при помощи магнитного поля. (3)

Лед сделали квадратным

Новую форму застывания воды — квадратный лед — создала группа ученых под руководством Андрея Гейма, нобелевского лауреата по физике, выходца из России. Физики использовали для эксперимента тот самый графен, за открытие которого этот ученый и получил свою высшую награду. Помимо прочих преимуществ, этот материал обладает мощными гидрофобными свойствами, что и понадобилось для формирования необычного льда. Ученые зажали капли воды между листами графена. При этом, так как графен отлично отталкивает воду, возникло сильное давление на жидкость. В результате при комнатной температуре (!) вода превратилась в лед с кристаллической решеткой в виде правильных квадратов с расстоянием между молекулами примерно 2,83 ангстрема. Благодаря этому наблюдению можно предсказывать, как будет вести себя вода в определенных условиях сильного давления. (4)

«Протез словно растет вместе с костью»

Алексей Кривошапкин, доктор медицинских наук, заведующий нейрохирургическим отделением Европейского медицинского центра (ЕМЦ)

Впервые в России ребенку дошкольного возраста заменили 30% черепной коробки. Это стало возможно благодаря разработке итальянских нейрохирургов — имплантату CustomBone. Он сделан из особого материала, с которым костная ткань срастается быстро и без неприятных последствий

До появления этого черепного имплантата существовали только протезы из медицинского пластика и титановых сплавов. Однако применение таких пластин имело возрастные ограничения — устанавливать их разрешалось только пациентам старше восемнадцати лет. CustomBone же можно ставить малышам с двух лет. И это невероятный прорыв в области медицины и спасения детских жизней.

Первая для нашей страны операция с использованием имплантата нового типа прошла в Научно-исследовательском институте неотложной детской хирургии и травматологии. Пациентом был маленький мальчик, который получил тяжелую черепно-мозговую травму после падения со второго этажа. Вторая такая же операция была успешно проведена 20 марта в ЕМЦ — пластину установили взрослому мужчине.

Основной материал этого имплантата — пористый гидроксиапатит — минерал, который имеет соотношение Ca/P (кальция/фосфора) почти такое же, как в кости человека. Организм воспринимает протез как собственную кость, и он не отторгается. Пористая структура имплантата позволяет остеоцитам (клеткам, синтезирующим костную ткань) проникать внутрь него и размножаться. То есть протез словно растет вместе с костью человека. Кроме того, этот материал защищает пациента от температурных воздействий. Это очень важно в условиях холодной зимы и жаркого лета. Аналоги из титана и пластика сильно нагреваются и охлаждаются в зависимости от сезона, что может быть опасным для головного мозга.

200 километров в диаметре — такова ширина каждого из двух кратеров, обнаруженных недавно в Австралии местными геологами.

По предположению ученых, эти вмятины мог оставить огромный астероид, который в последние секунды перед столкновением с Землей раскололся на две равные части.

Источники: (1) Eric Hand // Science. — March 27, 2015. P. 1402–1403.  (2) John R. Tumbleston, David Shirvanyants et all. // Nature. — Published online, March 25, 2015.  (3) Ritchie Chen, Gabriela Romero et all. // Science. — March 27, 2015. P. 1477–1480.  (4) G. Algara-Siller, O. Lehtinen et all. // Nature. — № 519. P. 443–445.

Главные тревоги Россиян