Музыка

Афиша
Москва, 14.05.2015
«Русский репортер» №12 (388)

Мнение

Сочетание несочетаемого

В последнее время вышло несколько интересных дисков российских исполнителей, часть из них издана за границей. Например, альбом «HHHH №2 ПППП» Псоя Короленко и Игоря Крутоголова записан в этом году в Израиле. Обычно Короленко поет песни, а здесь начитывает тексты. Игорь Крутоголов из израильской группы «Крузенштерн и пароход» аккомпанирует ему на деревянной гитаре и пиле. По накалу и энергетике пластинка бьет все рекорды. Паша и сам по себе прекрасен, но когда играют два человека совершенно из разных миров, появляется синергизм — эффект от двух составляющих больше, чем просто сумма.

Еще одно интересное сочетание: «Пекарский & Алексеев». Два профессора — еврей и якут. Один живет в Москве, другой — в Сибири. Пекарский, широко известный профессор перкуссии, работает в Московской консерватории, а также руководит оркестром ударных экзотических инструментов, с которым объездил весь мир. Иван Алексеев, этнолог и доктор филологии, больше известный в узких кругах в качестве эксперта по якутскому языкознанию, еще и главный специалист по хомусу, якутскому варгану — разновидности самозвучащего язычкового музыкального инструмента. Вместе они играют нестандартную музыку. Этот альбом абсолютно не для широких масс, но этим он как раз и значим.

Не могу не назвать диск «Соль» любимого Бориса Гребенщикова. Несмотря на возраст, в конце прошлого года он выпустил такое яростное и трепетное собрание песен, что мурашки по коже идут. В создании альбома приняли участие многие легендарные исполнители: например, выдающийся шотландский флейтист, гитарист и солист Йен Андерсон, игравший в Jethro Tull. Возможно, будет переиздание песен, где будет играть Роберт Вояк, английский авангардный музыкант. Тут как раз все сочетаемо. Боря привлек Йена Андерсона, кумира нашей юности. Это вполне укладывается в то, что он делает. Но мне «Соль» важна даже не этим. У Бори недавно была тяжелейшая операция: ему удалили глаз. И у него теперь стеклянный, как у Дэвида Боуи. И тут в нем что-то такое открывается — в шестьдесят с лишним лет он создает альбом с таким накалом, какой обычно бывает у молодых. «Соль» — очень мрачная работа: чувствуется, что человек понимает, что он на грани. По меркам Гребенщикова, очень сильно идеологизирована — такие песни, как «Губернатор», «Праздник урожая во дворце труда» выражают грусть автора по поводу происходящего в России. Это не протест, а именно грусть и тревога.

Когда меня спрашивают, кто же из молодых достоин внимания, я называю Алину Орлову. Совсем еще молодая исполнительница, 1988 года рождения. Поэтому ее альбом, вышедший в Литве, называется «88». Она чем-то похожа на Лори Андерсон, но только более открытая. Алина поет на русском, английском и литовском. Вот такой гражданин мира. Но на этой пластинке почти все песни на литовском. Мне очень нравится, как она интонирует — неважно, что не знаешь языка.

Олег Коврига, продюсер, музыкальный деятель

Алина Орлова

«88»

Альбом певицы Алины Орловой стал первым в ее творчестве за последние пять лет. Предыдущие пластинки — «Дикая собака Динго» (2008) и «Mutabor» (2010) российские критики назвали лучшими образцами музыки в жанре «фолк». В новом альбоме привычное акустическое звучание сменилось электронной поп-аранжировкой. Альбом включает десять абсолютно новых песен, а его обложку Алина сделала сама. Помимо того, что 1988 — год рождения певицы, это число также символизирует бесконечность. Как говорит сама Алина, «сам альбом — как число. Как мат-рица, перезагрузка, компьютерная версия передачи информации».

Мухомор

«Золотой диск»

Дмитрий Пригов считал, что этот альбом — главное, что сделано в нашей стране. «Мухоморы» — общепризнанные отцы советского концептуализма. Альбом был записан в 1981—1982 годах и заметно отличался от того, что в то время делали другие музыкальные коллективы. По большому счету он не имел никакого отношения ни к рок-н-роллу, ни к музыкальному творчеству. Авторы просто читали стихи, а один из участников, Алексей Каменский, накладывал на это разные фонограммы — Вагнера, Утесова, советские песни. Обложка альбома — отдельное произведение искусства. Тогда, чтобы изобразить мухомор, Каменский взял катушку, на которой была записана музыка, обклеил кумачом и дыроколом набил точки. Сегодня Олег Коврига проделал то же самое с флагом Москвы.

Марк Пекарский, Иван Алексеев

«Пекарский & Алексеев»

Результат многолетней совместной работы двух великих музыкантов. Марк Пекарский и Иван Алексеев рискнули соединить западную и восточную музыкальные традиции, исполняя джазовые и фолк-композиции на редких музыкальных инструментах. В коллекции Пекарского их более трех тысяч, а Иван Алексеев играет на восемнадцати хомусах. Благодаря его усилиям в 1970-е годы в Якутии произошло возрождение традиции игры на этом древнем якутском варгане, который считается способным передать любые человеческие чувства.

Дочь Монро и Кеннеди

«Вне игры»

«Дочь Монро и Кеннеди» — уникальная петербургская панк-рок-группа, солистка которой, Светлана Чапурина, играет на электрической домре. «Вне игры» состоит из двенадцати треков, причем почти все композиции прежде на студийных альбомах не издавались. Помимо нового саунда, группа обогатилась мужским бэк-вокалом. Эту функцию по совместительству взял на себя бас-гитарист Сергей «Сыч» Сарычев. Он же играет в нескольких треках на трубе. Сначала альбом записывали и сводили московские продюсеры, но музыканты были недовольны результатом: «Это не я», — сказала солистка. Дали послушать запись легендарному рок-музыканту Федору Чистякову. Он сразу понял, в чем дело: «Они свели как поп-музыку, а тут надо по-другому». И взялся за дело сам. Получился очень драйвовый альбом с чистой рок-н-рольной энергетикой. На обложке — грязный подтаявший снег и шахматные фигурки.

Новости партнеров

Реклама