Трендовые новости

Тренды
Москва, 14.05.2015
«Русский репортер» №12 (388)

Небо становится ближе

Измерено точное расстояние до самой дальней галактики в ранней Вселенной — ее свету потребовалось 13 миллиардов лет, чтобы достичь земных телескопов. Галактика EGS-zs8-1 образовалась спустя всего 670 миллионов лет после Большого Взрыва. Обычно расстояние до столь дальних космических объектов определяют примерно, ориентируясь на интенсивность красного смещения (это понижение частот электромагнитного излучения галактик, удаляющихся от Земли, благодаря которому линии видимой части спектра смещены к его красному концу). Астрофизики из Йельского университета впервые использовали для анализа красного смещения мощнейший спектограф Mosfire, установленный на горе Мауна-Кеа на Гавайях, и получили точные данные. Учитывая, что Вселенная продолжала расширяться все время, пока свет EGS-zs8-1 летел к Земле, сейчас эта галактика от нас в 30 миллиардах световых лет. (1)

Древнейшая из птиц

В китайской провинции Хэбэй обнаружены останки древней птицы, которая оказалась на шесть миллионов лет старше найденных ранее сородичей — ей приблизительно 130 миллионов лет. Находка была названа Archaeornithura meemannae. Как отмечают ученые, эти древние птицы обладали всеми качествами современных. Они были частично покрыты перьями — в отличие от своих предшественников, они уже полноценно летали и умело маневрировали на низкой скорости, о чем свидетельствуют форма их хвоста и крыльев, а также хорошо развитые кости, к которым крепились крылья. Необычно длинные лапы этих птиц позволили сделать предположение, что они скорее всего жили у водоемов или на болотах. (2)

Кишки и сосиски

В рамках эксперимента двадцать афроамериканцев из Питтсбурга сели на диету жителей одной из деревень в ЮАР. Вместо типичной для американцев пищи, богатой животными белками, они перешли на овощи, фрукты и бобовые. Добровольцы из южно-африканского поселения тоже сменили привычный рацион на американский, включающий сосиски, гамбургеры и картофель фри. До и после эксперимента участники проходили колоноскопию. Уже через две недели результаты анализов показали, что у американцев существенно снизилось количество биомаркеров колоректального рака. В свою очередь у африканцев, перешедших на богатую белками пищу, было замечено усиление воспалительных процессов в кишечнике, что в перспективе может привести к раку тонкой или толстой кишки. (3)

Между двумя мирами

Ученые приблизились к ответу на один из сложнейших вопросов в биологии: как простейшие микроорганизмы без ядра (прокариоты) трансформировались в организмы с упакованной в ядро ДНК (эукариоты). Это стало возможным благодаря открытию  одноклеточного Lokiarchaeota, у которого нет ядра, как у прокариотов, но уже есть гены, характерные только для эукариотов. Исследователи называют этот микроорганизм, обнаруженный на дне Атлантического океана, своего рода промежуточным звеном между одноклеточными и более сложными формами жизни, развившимися из эукариотов. Lokiarchaeotа поможет ученым найти общего предка многоклеточных, у которого был геномный набор, необходимый для эволюции эукариотов.(4)

«Умный самолет весит вдвое меньше слона»

Мишель Телье, вице-президент Dassault Systemes по авиакосмической отрасли

Ближайшим летом самолет Solar Impulse 2 совершит кругосветный полет. Воздушное судно совсем не использует обычное авиа-топливо: оно летает лишь на энергии Солнца

Solar Impulse 2 — первый и единственный самолет в мире, который может находиться в воздухе в течение пяти дней и ночей, функционируя только лишь на солнечных батареях. Он был спроектирован сначала при помощи инновационных 3D-технологий компании Dassault Systemes. Инженеры этой фирмы решали множество сложных задач, включая разработку нового дизайна фюзеляжа и крыльев, а также выбор новых материалов, которые позволяют уложиться в строгие требования по весу.

Весит умный самолет 2,3 тонны — в два раза меньше, чем африканский слон, и чуть больше, чем легковой автомобиль Porsche Cayenne. Сравнительно небольшой для самолета вес обеспечивает конструкция из углеродного волокна. Значительную часть корпуса покрывают около 17 тысяч фотоэлементов, которые в связке с литий-ионными бата-реями обеспечивают работу двигателей. Самолет может развивать скорость до 140 км/ч и подниматься на высоту 12 тысяч метров.

Для Solar Impulse 2 разработаны автопилоты — Mission Control Center, который отслеживает телеметрическую коммуникационную систему, и Stability Augmentation System (SAS), позволяющий самолету несколько часов лететь без участия человека. Также имеется специальная система, которая анализирует самочувствие пилотов и посылает данные врачам.

Чтобы все это соединить в одной умной машине, понадобилось целых семь лет. Технологии Dassault Systemes дали возможность специалистам создать трехмерную модель каждой детали самолета. Если бы все новые наработки тестировались на живом макете, на лишнюю работу были бы потрачены многие годы. Эту проблему полностью решили при помощи 3D-проектирования.

2,5 сантиметра — на столько, по данным спутниковой съемки, понизилась гора Эверест, высочайшая вершина мира, после недавнего землетрясения в Непале.

Источники: (1) P. A. Oesch et al. // The Astrophysical Journal Letters, May 5, 2015; (2) Min Wang et al. // Nature Communications, May 5, 2015; (3) Stephen J. D. O'Keefe et al. // Nature Communications, April 28, 2015. (4) Anja Spang et al. //  Nature, May 6, 2015.