Свет и тени подземного города

Специальный проект
Москва, 28.05.2015
«Русский репортер» №13 (389)
Вмае 1935 года открылась первая линия московского метро. Она прошла через центр города, вдоль северной стены Кремля, а ее крайними станциями стали «Сокольники» и «Парк культуры». Так что если какого-то новорожденного повезли на первых поездах метро домой из роддома, то в эти дни ему исполнилось уже восемьдесят. Фотопроект Дмитрия Зверева рисует метро как мир людей, а не техники, но делает это в своего рода квантовой, корпускулярно-волновой манере. Мы видим тут человеческие волны и одновременно людей — корпускул-монад, частиц, пребывающих наедине с собой среди толпы. Смотрим — а вот монад уж двое! Мир людей, даже техногенный, — это ведь всегда мир любви. И наше метро мы любим. Оно придает движение нашим стремлениям, направляя людские волны по сторонам московского света — с востока на запад, с юга на север

Фото: Дмитрий Зверев

Почему метро? Оно оказалось очень удачным местом для фотосъемки! Зимой на улице холодно и темно. Осенью дожди. Весной грязно. А в метро всегда сухо, тепло и свет с шести утра до часа ночи. Так что, во-первых, фотографировать в метро — комфортно.

Во-вторых, там в изобилии материала для съемки. В метро на каждом шагу попадаются привлекающие внимание персонажи, и там интересное, разнообразное пространство. Поэтому даже на небольшом пятачке в единицу времени возникает множество сюжетов. Не пошли портреты — переключаешься на архитектуру, надоело — перешел на жанровые сценки.

И в-третьих, метро всегда под рукой, потому что я на нем езжу.

Снимать людей в метро очень интересно. Портреты отличаются особой проникновенностью и правдой. Вот человек сел в вагоне. Ему еще ехать и ехать. Он погружается в свои мысли и проблемы. Фотографировать можно с близкого расстояния — кругом толпа, которая тебя камуфлирует. Снимать людей с близкого расстояния, например, в парке, оставаясь при этом незамеченным, было бы невозможно.

Современные маленькие беззеркальные фотокамеры со сменной оптикой легко справляются с техническими задачами съемки в метро, оставляя автору только радость творчества. А потом то, что видел лишь автор, волшебным образом становится доступно аудитории, сопоставимой по своим размерам с толпой в метро.

Дмитрий Зверев 035_rr013.jpg Фото: Юрий Богомаз
Дмитрий Зверев
Фото: Юрий Богомаз

Дмитрий Зверев родился в Москве в 1972 году. Член Союза фотохудожников России, четырежды лауреат «Серебряной камеры», победитель конкурсов Bestphotographer и Best of Russia. Ежегодно участвует в 8–10 выставках в России и за рубежом. Публиковался в изданиях National Geographic, Foto& Video, «Фотодело», «Фотомагазин», «Вокруг света», «Кинопарк», «Московский комсомолец», «7 дней» и др. Его работы хранятся в Русском музее и Музее истории фотографии в Санкт-Петербурге, Мультимедиа Арт Музее в Москве, частных коллекциях. Автор календарей и открыток по архитек­туре Москвы. В 2012 году вышел персональный альбом Can You See It?. Среди клиентов фотографа — киноконцерн «Мосфильм», группа компаний ПИК, Национальная Медиа Группа, Мерседес-Бенц.

Новости партнеров

Реклама