Трендовые новости

Тренды
Москва, 28.05.2015
«Русский репортер» №13 (389)

Самая яркая галактика во Вселенной

Ученые обнаружили галактику, испускающую примерно столько же света, сколько три триллиона Солнц. Она находится на расстоянии 12,5 миллиарда световых лет от Земли, в очень интенсивном периоде развития Вселенной. Астрономы предполагают, что свет исходит от гигантской черной дыры, находящейся в центре галактики, — он образуется, когда дыра засасывает окружающую ее материю и газ. Этот свет видимого спектра вкупе с ультрафиолетовым и рентгеновским излучением подогревает пыль вокруг черной дыры, и она начинает испускать свет в инфракрасном спектре. Такая черная дыра должна была весить в миллиарды раз больше Солнца, еще когда Вселенная была в десять раз моложе нынешних 13,8 миллиарда лет, — теперь ученые пытаются выяснить, как черная дыра могла настолько быстро вырасти до подобных размеров. (1)

Яйца динозавров были сине-зелеными

Цветная скорлупа бывает не только у птичьих яиц, но и у яиц динозавров. К этому выводу пришла группа ученых во главе с Мартином Зандером из Боннского университета, которая провела анализ яиц одного из видов овирапторов и обнаружила в составе скорлупы биливердин и протопорфирин. Эти пигменты должны были придавать скорлупе сине-зеленый цвет, позволяющий яйцам сливаться с окружающей местностью. По мнению ученых, это подтверждает гипотезу о том, что динозавры данного вида строили открытые гнезда и высиживали яйца, а не закапывали их в песок.  (2)

Новый протез для мозга

Ученые из Калифорнийского технологического университета вживили в мозг парализованного мужчины имплант, способный считать и реализовать намерение человека совершить движение. Раньше чипы удавалось имплантировать лишь  в первичную двигательную область коры головного мозга — оттуда имплант посылал электрические сигналы вдоль спинного мозга и тем самым контролировал отдельные движения мышц. Сейчас исследователям удалось вживить имплант в  заднюю теменную кору — эта часть мозга активизируется, едва человек подумает о том, что он хочет сделать. Ученые считают, что такой имплант позволит парализованным людям двигаться и в том числе задействовать мелкую моторику рук. (3)

Осьминоги «видят» кожей

Осьминогам, мастерам маскировки, необязательно использовать глаза, чтобы видеть свет. Ученые из Калифорнийского университета выяснили, что осьминоги вида Octopus bimaculoides меняют окрас благодаря не только зрению, но и содержащимся в коже опсинам — светочувствительным рецепторам, которые обычно входят в состав сетчатки глаза. В ходе экспериментов ученые освещали этих моллюсков светом разных цветов — от оранжевого до синего. Осьминоги меняли окраску в соответствии с окружающим их цветом, особенно быстро реагируя на синий, что связано с большим количеством пигмента родо-псина. Так что можно сказать, что осьминоги способны не только видеть свет кожей, но и различать его цвета. (4)

«Удалось разработать метод диагностики наследственных заболеваний»

Валерий Ильинский, директор по науке медико-генетического центра Genotek

Молодые генетики разработали новый для России метод диагностики редких наследственных заболеваний.

В медицине есть не изученная до конца область, над которой бьются не только врачи, но и ученые — это редкие наследственные заболевания. До недавнего времени врачи могли определить природу только трехсот генетических болезней из 6000, а больше половины пациентов вовсе не получали диагноз. Иногда пациентам приходилось ждать информацию о собственном заболевании не один год. Конечно, в западной медицине уже существуют современные молекулярно-биологические технологии, которые способны расшифровать необходимые гены за несколько недель, но в нашей стране они не используются из-за высокой стоимости и технологической сложности.

Нам с коллегами из медико-генетического центра Genotek удалось разработать свой метод диагностики, применимый в усло-виях российской медицины. Геном человека содержит примерно 15 миллионов позиций, имеющих связь с генетическими заболеваниями. Наша методика позволяет собрать эти 15 миллионов точек так, что они включают в себя 98% всех мутаций, ответственных за возникновение заболеваний. Полученная информация обрабатывается с помощью облачных вычислительных платформ, а затем интерпретируется врачом-генетиком. В результате выявляется мутация, которая стала причиной наследственного заболевания.

Нам удалось внедрить собственную методику в клиническую практику и разработать доступный метод диагностики наследственных заболеваний, учитывающий особенности российской популяции.

5154 автора насчитывается у научной статьи, опубликованной 14 мая на страницах журнала Physical Review Letters. Такого количества авторов история науки еще не знала. Это исследователи из многих стран, работающие на Большом адронном коллайдере.

Источники: (1)  Chao-Wei Tsai et al. // The Astrophysical Journal, May 22, 2015; (2) Jasmina Wiemann et al. // PeerJ PrePrints, May, 2015; (3) Tyson Aflalo et al. // Science, May 22, 2015; (4) Desmond Ramirez and Todd H. Oakley // The Journal of Experimental Biology, May 15, 2015.

Эпоха мобильного интернета