7 вопросов Дмитрию Глуховскому, писателю

Интервью
Москва, 25.06.2015
«Русский репортер» №15 (391)
12 июня вышел третий постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского о жизни в московском метро после ядерной войны. Первый, «Метро-2033», имел большой коммерческий успех — по его сюжету были созданы две видеоигры, а права на экранизацию романа выкупила кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer. Но автор считает, что сюжет здесь не главное

Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

1. Чем «Метро-2035» отличается от «Метро-2033»?

«Метро-2033» было в большей степени личным, хотя по всем формальным признакам это приключенческо-фантастический роман: Москва, ядерная война, жизнь в метро, выходы на поверхность… Я писал эту книгу в ранней юности, с шестнадцати лет, закончил в двадцать четыре, и для меня в ней важнее другие слои — поиски себя, российское общество, которое как бы законсервировалось в метро.

Прошло десять лет, страна очень поменялась, и моей задачей в «Метро-2035» было, перевернув мир первой книги, заставить читательскую аудиторию подумать о тех изменениях, которые происходят с Россией и с людьми. «Метро-2035» гораздо менее фантастическое и гораздо более утопическое. Остались только люди: пустота наверху и населенный людьми мир внизу.

2. Почему именно ядерная война? Вы в детстве боялись ядерной бомбы?

На мое детство пришлась гонка вооружений, но в детстве я не воспринимал это как угрозу. Я советский ребенок, был пионером, до подросткового возраста рос в империи. Мы жили, не задумываясь, что это какие-то конструкты. И вот все разваливается, и развал проходит по мне. И парадоксальным образом я, как и все поколение, вижу в этом разрушенном мире определенные возможности для себя. Романтика постапокалиптики — это романтика нового героя, который идет по пустому городу и ощущает новые возможности.

«Метро-2033», его сентиментальные моменты — это отсылки к ностальгии по потерянному миру. И правоту мою доказывает тот иррациональный восторг, который вызвало возвращение Крыма. Это же тоска по утраченному: вере, величию, государству. Мы всегда чрезмерно сочувствовали государству и были готовы свою жизнь — мы и не верили никогда в ее ценность — положить за какие-то глобальные ценности. Почему мы оказались не готовы к свободе и боимся ее? Почему мы так легковерны и нас так легко натравливать на своих братьев? Этим вопросам посвящено «Метро-2035». Я понимаю, что от книжки с такой обложкой ничего не ждешь. Но с моей точки зрения, это книга о русской жизни.

3. Думаете, ваши читатели это улавливают? А вдруг большие тиражипризнак того, что люди поглощают ваш сюжет как легкий завтрак?

Я это допускаю. Но люди способны проникать на следующий уровень и видеть глубинные смыслы. Книги у меня многослойные. Я злонамеренно упаковываю их в увлекательный сюжет, потому что никто не будет глотать хинин без сахарной оболочки. Я не думаю, что постиг суть вещей, но по крайней мере я призываю людей задать определенные вопросы себе и окружающим. И власти. Хотя в первую очередь себе. Не знаю, поймут меня или нет. Но у меня никогда не было задачи развлекать людей.

4. Как фантаст скажите: что будет с планетой?

Все будет нормально. Запад совершит огромное количество технологических прорывов: в роботизации, медицине, биоинженерии. А мы — поскольку мы выбираем экстенсивную модель развития вместо интенсивной — к сожалению, превратимся в страну третьего мира.

5. Земляне уничтожат свою цивилизацию?

Мы можем уничтожить их цивилизацию. Американскую, западную.

6. Это работа на Russia Today сказывается на вас?

Ну, я же журналист, я работал и в Euronews. И Euronews  на мне сказывается, и колумнистика.

7. Это такие полярные вещи. Наверное, это вас разрываетто, что вы работали и там, и там?

Я целостная личность. Меня ничто не разрывает, я совершенно четко прозападный, либерального, адекватного мышления человек. Никого диссонанса здесь нет. В целом, если говорить о судьбах мира, самой большой опасностью для человека является человек. Мы себя ведем так, как будто мы еще в пещере, а сами уже способны одной кнопкой уничтожить планету.

!!!Заголовочег!!!

  • 258 000 тираж романа «Метро-2033» в России
  • 1 000 000 совокупный тираж по всему миру на 37 языков была переведена первая книга
  • 70 000 человек укрылось в метро в момент гибели Москвы по сюжету романа «Метро-2033»

У партнеров

    Реклама