Трендовые новости

Тренды
Москва, 25.06.2015
«Русский репортер» №15 (391)

Комментарий

«В бронзовом веке происходила масштабная миграция»

Андрей Епимахов, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН

В июне журнал Nature опубликовал две статьи о миграциях, проходивших в Евразии 5000 лет назад.

До недавних пор ученые могли лишь предполагать, что в бронзовом веке происходила масштабная миграция народов.

Лингвистические данные эту теорию подтверждали, но доказать ее удалось только сейчас — благодаря совместной работе генетиков, антропологов и археологов. Мы изучили останки ста семидесяти древних людей и продемонстрировали, что пять тысяч лет назад масштабные миграции на территории от Центральной Европы до Алтая привели к очень раннему появлению европеоидного населения и распространению индоевропейских языков (прежде всего, тохарского) в восточной части Евразии. Первыми мигрировать начали так называемые «ямники» — белокожие люди европеоидной внешности, которые вели кочевой образ жизни, основанный на скотоводстве. Они заселяли огромные территории в Европе и Западную Сибирь, вытесняя живших в Европе еще с каменного века фермеров-земледельцев. Вместе с миграцией народов постоянно сменялись культуры. Стало ясно, что бронзовый век  — не просто период кардинальных технологических и общественных трансформаций, таких как появление первичных государств, но и время формирования мировой системы, охватывающей значительную часть Евразии. Реконструкция сколь-нибудь масштабных событий была бы невозможна на региональных материалах — установить многие важные факты нам помогла генетика. Теперь археологам предстоит осмыслить эти факты, в том числе понять причины миграций и поддержания очень дальних связей. Такие мультидисциплинарные исследования выводят комплекс наук о прошлом на новый уровень аргументации.

Есть ли газ на Марсе

В образцах породы метеоритов, прилетевших на Землю с Марса, ученые обнаружили метан. Его органические молекулы могли бы служить источником энергии и пищи для поддержания жизни микробов в почве планеты. Куски метеоритов под давлением дробили на более мелкие элементы и анализировали выделяющийся «пар» с помощью масс-спектрометрии. В составе формирующих его газов и жидкости, помимо метана, были найдены водород, азот и углекислый газ. Эти данные подтверждают сведения, полученные с зондов и марсохода Curiosity при анализе образцов почвы, и все больше позволяют надеяться на то, что в припочвенных слоях Марса найдут вымершие или до сих пор существующие микробные формы жизни. (1)

Кость пучком

Команда британских ученых обнаружила в ископаемых останках динозавров возрастом от 70 до 145 миллионов лет сохранившиеся белковые молекулы — коллаген и эритроциты. Это удалось сделать, применив новый метод анализа костей: ученые использовали для изготовления тонких пластин костей фокусируемые ионные пучки, которые затем в изолированной аналитической камере изучали с помощью электронного микроскопа и подвергали масс-спектрометрии. Открытие стало подтверждением того, что возможности сохранения органических тканей раньше недооценивались. В будущем, изучая такие сохранившиеся белки в ископаемых останках разных живых существ, ученые смогут реконструировать фрагменты генетической информации о них. (2)

Компьютер, работающий на воде

Ученые из США разработали компьютер, использующий для кодирования информации в качестве битов намагниченные капли воды. Капли перемещаются по лабиринту из соединенных друг с другом T- и I-образных железных пластинок, помещенных между двумя стеклянными панелями, пространство между которыми заполнено маслом. Вращающееся магнитное поле регулирует синхронное движение капель, а видеокамера регистрирует наличие или отсутствие капли в заданной точке на каждом такте вращения магнитного поля. Такой компьютер работает медленнее, чем обычный, но позволяет совершенно по-новому управлять материей — так же, как ЭВМ управляют информацией. (3)

Что на свете всего холоднее

Команде ученых из MIT удалось создать вещество, температура которого составила 500 нанокельвинов, что почти равно абсолютному нулю или –273.15 градусам Цельсия. Исследователи сумели, используя лазеры, значительно замедлить движение молекул натрия и калия, которые были объединены в сложные структуры под влиянием магнитного поля. Получившееся газообразное вещество просуществовало всего 2,5 секунды, но в будущем ученые рассчитывают значительно увеличить время его стабильности в экстремально низких температурах. Это позволит наблюдать некоторые явления квантовой механики, существование которых пока доказано лишь в теории. При таких низких температурах молекулы начинают двигаться более упорядоченно, и изучение этого процесса способно привести к неожиданным научным выводам. (4)

Источники: (1) Nigel J. F. Blamey et al. // Nature Communications, June 16, 2015; (2) Sergio Bertazzo et al. // Nature Communications, June 9, 2015; (3) Georgios Katsikis et al. // Nature Physics, June 8, 2015; (4) Jee Woo Park et al. // Physical Review Letters, May 18, 2015.

Что празднуют в России