Премьера

Афиша
Москва, 15.10.2015
«Русский репортер» №22 (398)

«Сказки Пушкина»

Театр Наций

Мнение

Шифры Пушкина

«Сказки Пушкина» на сцене Театра Наций под занавес прошлого сезона выпустил американец Роберт Уилсон, суперзвезда мирового театра. Волшебник, создающий на сцене свою парадоксальную вселенную. Вселенная эта часто оказывается населенной знаковыми героями той страны, куда Уилсон приехал работать: лафонтеновские «Басни» в парижской «Комеди Франсез»,  брехтовская «Трехгрошовая опера» — в основанном Брехтом «Берлинер ансамбле». И «Сказки Пушкина» в Москве с Евгением Мироновым в образе Пушкина.

Пушкин у Уилсона может быть любым: рыжим или седым, автолюбителем или философом. Он может танцевать, а может, пропуская рюмочку, качаться на ветвях дерева, будто вырезанного из «Черного квадрата» Малевича и наклеенного на синь задника. В каждом образе поэт кажется знакомым незнакомцем. Пять сказок, пролог и эпилог — альбомом с аппликациями, где правят бал чистые цвета. А герои, двигающиеся по-уилсоновски, — двухмерными картинками, четко обведенными тушью. 

«Любовь, любовь, любовь — это все, что нужно нам», — пропевают в прологе All you need is love, переведенное на русский и положенное на музыку дуэта индианок-полукровок CocoRosie, превративших «Сказки Пушкина» практически в бродвейский мюзикл. Правда, если прислушаться, в этом мюзикле можно уловить и отзвуки «Весны священной» Стравинского, а еще больше — «Картинок с выставки» Мусоргского.

Здесь старик, будто сбежавший из картины нуар, высовывает черный язык каждый раз перед тем, как отправиться к Золотой Рыбке по прихоти Старухи — сварливой бабы с маникюром шеллак и красным революционным корытом в тон. Здесь Рыбка — в переливающемся платье и с русалочьим хвостом. Здесь Медведиха, героиня неоконченной «Сказки о Медведихе», и чеховская маменька, идущая по белому саду, и пушкинская Татьяна, заблудившаяся в лесу. Здесь у Кота ученого есть котята, а Шамаханская царица с акцентом поет: «Здесь русский дух». Пахнет он, правда, чем-то удивительно интернациональным.

Разбирая Пушкина по деталям—элементам культурного кода, разделяя и вновь соединяя эти детали с другими — теми, что выросли после Пушкина, теми, что росли параллельно, и теми, что вместе с ним сложили этот код русской культуры, Уилсон вдруг не только делает труднопереводимого Пушкина международным, но и демонстрирует, практически в процентах, сколько Пушкина в мире — внутри и вокруг нас.

Елена Смородинова, корреспондент отдела культуры «РР»

Театр

«Пьяные»

Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова

Режиссер Андрей Могучий

24, 25 октября

О чем О том, что все пьяны и ищут смысл жизни, барахтаясь в тотальной лжи. А еще — о Боге, иронии и коммуникации — как всегда у Ивана Вырыпаева, написавшего пьесу.

В чем фишка В том, как играет «Пьяных» актерский ансамбль БДТ. А играет он, отвечая на вопрос, зачем сегодня театру постоянная труппа.

Для кого Для тех, кто слишком трезв для окружающей реальности.

Ключевые слова Пьяному — сцену, ну… за..., пить или не пить — не вопрос.

Сериалы

The Knick

(«Больница Никербокер»)

Cinemax

С 16 октября

О чем О Клайве Оуэне, который пытается доказать, что хирург и мясник — разные профессии, а попутно борется с кокаиновой зависимостью и обольщает целомудренных медсестер.

В чем фишка В эпохе. И в Клайве Оуэне. Кажущаяся классической врачебной драмой, «Больница Никербокер» второй сезон акцентирует внимание на сложных героях и непростых временах расовой сегрегации, дискриминации женщин и опиумных притонах.

Для кого Для поклонников питерской кунсткамеры, истории в деталях и Клайва Оуэна: воздух из легких откачивают вручную, камера следует за скальпелем, сифилитики носят накладные носы, а в кареты скорой помощи запряжены лошади.

Ключевые слова Клайв Оуэн, хирургия, период-драма, начало XX века.

Театр

«Жанна Д’Арк»

Москва, Театр им. Пушкина

Режиссер Сергей Землянский

16–17 октября

О чем О любви, силе и предательстве.

В чем фишка В пластике. Сергей Землянский, режиссер-хореограф, умеет рассказывать языком тела известные истории. В активе Землянского — «Дама с камелиями» в Театре Пушкина и «Ревизор» в Ермоловском. Кстати, поселит Землянский свою Жанну Д’Арк — Анастасию Панину — не только в прошлом, но и в будущем: по крайней мере декорации и костюмы обещают не только стилизованные, но и футуристические.

Для кого Для тех, кто не любит много букв.

Ключевые слова Жанна Д’Арк, танцы, танцы, танцы.

Сериалы

Wicked City

(«Злой город»)

ABC

С 27 октября

О чем О страшных-страшных преступлениях в страшном-страшном Лос-Анджелесе в страшных-страшных 1980-х. В первом сезоне завсегдатаи неоновых ночных клубов, плохие копы и альтруистичные журналисты объединят свои усилия для поимки харизматичного серийного убийцы (Эд Вествик).

В чем фишка В единстве. С легкой подачи «Американской истории ужасов» телевидение подхватило моду на антологии: один сезон — одна история, что гарантирует лаконичную, логически завершенную сюжетную линию.

Для кого Для любителей детективов на Сансет Стрип и поклонников нового поколения звезд американского телевидения: в главных ролях Эд Вествик («Сплетница») и Тэсса Фармига («Американская история ужасов»).

Ключевые слова Сансет-бульвар, маньяк, кокаин, рок-н-ролл.

Новости партнеров

Реклама