7 вопросов Владимиру Бусареву, планетологу

Интервью
Москва, 29.10.2015
«Русский репортер» №23 (399)

О воде на Марсе и людях на Луне

В конце сентября космическое агентство NASA объявило о разгадке главной тайны Марса – на планете обнаружена жидкая вода. Ее кратковременное появление удалось доказать с помощью исследования, проведенного многофункциональной автоматической межпланетной станцией Mars Reconnaissance Orbiter. Ведущий научный сотрудник отдела исследований Луны и планет Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга Владимир Бусарев рассказывает, почему, несмотря на обнаруженную на Марсе воду, колонизировать лучше Луну.

-  Как вода появляется на поверхности Марса?

-  На Марсе очень много льда, в Южной полярной шапке его столько, что при таянии вода может покрыть всю планету слоем около 11 метров. Также льда много в криосфере планеты. При сезонном повышении температуры какое-то количество льда тает, и в некоторых экваториальных областях планеты становятся видны грязевые потоки. Но атмосфера Марса в 100 раз более разреженная, чем на Земле, вода закипает при невысоких температурах и быстро испаряется. В те периоды, когда температура достаточно высокая, чтобы растаял лед, но не превышает порога, при котором вода кипит, она остается в жидком состоянии – это буквально несколько часов.

-  Что отличает эту воду от привычной нам земной?

-  В воде Марса много солей и в целом более кислая среда, но кардинально она от земной не отличается.

-  То есть условия для жизни на Марсе есть?

-  Сложно сказать, насколько планета подходит для появления земных форм жизни: помимо воды, должны быть и другие факторы. Вот несколько миллиардов лет назад Марс был более биологически благоприятен, атмосфера была более плотной, температура – выше, вода могла долго оставаться в жидком состоянии –  условия для возникновения земных форм жизни, определенно, были. К сожалению, учитывая то, как давно это было, ни один эксперимент, проверяющий существование жизни на планете в тот период, однозначного ответа не даст.

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzmars2.jpg

-  А если говорить о других условиях, помимо воды, чем отличаются Земля и Марс?

-  Сутки на Марсе длятся почти столько же часов, площадь поверхности примерно такая же, как площадь твердой поверхности Земли, есть вода, атмосфера и почти так же сменяются сезоны. Но из-за слабого магнитного поля и разреженной атмосферы там очень сильная проникающая радиация – это первое и серьезное препятствие для астронавтов или любого вида жизни. Сила притяжения на Марсе почти в три раза слабее земной, атмосферное давление тоже очень слабое, магнитного поля нет. На поверхности Марса из всех земных форм могли бы выжить только бактерии-экстремофилы.

-  Несмотря на эти различия, теперь, когда обнаружили жидкую воду на Марсе, с новой силой заговорили сразу о нескольких проектах по колонизации планеты. Насколько они реалистичны?

-  Надо сказать, для специалистов доказательство существования на Марсе воды – не такая уж сенсация. С 2005 года, когда на планете обнаружили лед, было понятно, что он может при определенных условиях переходить в жидкое состояние. И открытие воды, к сожалению, не снимает проблем, которые стоят перед будущими колонизаторами Марса. Их можно решить, но это потребует огромных усилий. Я бы сказал, что гораздо перспективнее – начать с колонизации Луны. Это ближайшее к Земле космическое тело, и там вблизи полюсов тоже есть вода – в форме льда.

-  Есть такие проекты?

-  Да, они вполне реалистичные. На 2018 год запланирована Российско-европейская посадочная миссия на Луну. Если мы ее осуществим, будет понятнее, насколько Луна годится для создания постоянной колонии.

-  А какую пользу человечеству принесет колонизация Луны?

-  На Луне почти вакуум, там можно делать важнейшие эксперименты, которые на МКС не проведешь, развивать новые технологические процессы. Из лунного грунта легко извлечь гелий-3, который можно использовать для получения энергии в термоядерных реакторах, установленных прямо там. Кроме того, откроются уникальные возможности для исследования космоса. На Луне нет атмосферных помех, можно установить сверхмощные телескопы и расширить доступные для наблюдения горизонты Вселенной.