Трендовые новости

10 декабря 2015, 00:00

Планета войны

zzzzzzzzzzzzzzzzzzztrendi1.jpg Benjamin A. Black, Tushar Mittal // Nature Geoscience, 23 November, 2015
Benjamin A. Black, Tushar Mittal // Nature Geoscience, 23 November, 2015

Все знают, что Марс получил своё название в честь римского бога войны, но кто мог предположить, что он на самом деле способен разрушать? Планетологи из Калифорнийского и Нью-Йоркского университетов пришли к выводу, что Фобосу, ближайшему спутнику Марса, жить осталось считанные миллионы лет. Из-за того, что Фобос постепенно приближается к Марсу, притяжение красной планеты всё больше его растягивает, и пористые, как сыр, породы спутника едва справляются с возрастающим напряжением. Уже сейчас можно заметить на его поверхности пугающие трещины. В результате примерно через 20–40 млн лет Фобос распадётся и образует плотное газопылевое кольцо, которое просуществует ещё около 100 млн лет.

Виды

«Все включено» в докембрии

За 600 млн лет до открытия первого средиземноморского отеля, когда поверхность суши была еще безвидна и пуста, трибрахидиум (от греч. «три руки»), животное размером примерно с крышку от бутылки, вел жизнь типичного курортника. Он нежился на мелководье и поедал яства, падавшие прямо в рот. Восстановить образ жизни существа, вымершего задолго до появления динозавров, ученым Бристольского университета помог гидродинамический анализ формы слепка окаменелости. Скорость жидкости, обтекающей слепок, падала, и образовывались закручивающиеся восходящие потоки. Частицы пищи при этом осаждались в верхушечных ямках, где, видимо, располагался рот. Наличие поедателей взвеси свидетельствует, что экосистемы докембрия были сложнее, чем принято считать.

Органы

Моллюск с окошками

zzzzzzzzzzzzzzzzzzztrendi2.jpg Imran A. Rahman et al. // Sci Adv, November 27, 2015
Imran A. Rahman et al. // Sci Adv, November 27, 2015

Учёные обнаружили, что у моллюска Acanthopleura granulata глаза встроены прямо в раковину. Сотни глаз диаметром около 0,1 мм разбросаны по всему панцирю и имеют схожий с ним состав, однако, в отличие от остальной поверхности, они прозрачны, что и позволяет им служить линзами и образовывать простейшую сенсорную систему. Для определения структуры глаз моллюска и доказательства, что они действительно работают, ученые использовали рентгенографию, микроскопию и компьютерное моделирование. К сожалению, оказалось, что, несмотря на увеличение сложности и функциональности брони, прочность её всё же немного уменьшается. Впрочем, возможность увидеть врагов на расстоянии до 2 метров, видимо, важнее грубой физической силы.

Гены

Разоружение комаров

zzzzzzzzzzzzzzzzzzztrendi3.jpg Ling Li et al. // Science, 20 November, 2015
Ling Li et al. // Science, 20 November, 2015

Малярия контратакована: если раньше натиск одного из самых смертоносных для человечества заболеваний сдерживали лекарственными средствами, то теперь ученые заявляют об эффективности нового метода — воздействия на переносчиков инфекции. Исследователи из Калифорнийского университета использовали технику редактирования генов CRISPR для превращения активных в Азии малярийных комаров в безвредных для человека насекомых. Генетически модифицированные комары не потеряли тягу к людской крови, но теперь с их укусом не передаются истинные виновники малярии - одноклеточные паразиты плазмодии. Эту полезную черту модифицированные комары способны передать почти 100% своего потомства. Американские ученые подчеркивают, что для масштабного применения разработанного ими метода потребуется провести еще целый ряд экспериментов, однако надежда на то, что малярийные комары в конце концов перейдут на светлую сторону силы, сегодня крепка, как никогда.

zzzzzzzzzzzzzzzzzzztrendi4.jpg

«Умная ткань работает как сенсорный экран смартфона»

Иван Пупырев, руководитель проекта Jacquard в Google Advanced Technology And Projects

В наступающем году на рынке появится «умная одежда», в которую вшиты микросенсоры, способные считывать движения. Технологию создания умной ткани разработала компания  Google в рамках проекта  Jacquard.

«Когда я учился в МАИ, мы с однокурсниками в шутку обсуждали, возможно ли построить ковер-самолет. Прошли годы, ковры пока не летают, зато вот-вот появится волшебная ткань другого рода: скоро вы сможете, к примеру, включить смартфон для ответа на телефонный звонок, проведя рукой по одному из рукавов пиджака из такой ткани, или прикоснуться к карману джинсов и отправить смс.

Мы  разрабатываем «умную ткань» -  чувствительный к прикосновению материал, который работает так же, как сенсорный экран вашего смартфона. Она умеет определять близость руки или другой части тела, положение пальцев, форму ладони, может распознавать жесты и учитывать, как сильно человек на нее нажимает и как близко расположена к материи рука или другая часть тела. Для изготовления этой ткани мы решили использовать уже существующие технологии производства одежды, поэтому цена такой “волшебной” куртки или джинсов будет лишь немного выше обычной.

Мы хотим, чтобы любой предмет, сделанный из такой ткани, мог распознавать не только жесты или прикосновения, но и другие манипуляции, такие как растягивание или складывание. К примеру, вы ложитесь в постель, накрываетесь одеялом, а на смартфоне автоматически устанавливается будильник. Вы расправляете скатерть на столе, а членам вашей семьи уже приходит сообщение: “Обед через 5 минут”. Уверен, что, скоро мы начнем использовать умную ткань в повседневной жизни. Добро пожаловать в будущее!»

Следы, оставленные потоками воды на песке в пустынном районе Омана. Снимок сделал астронавт Кьель Линдгрен с борта МКС zzzzzzzzzzzzzzzzzzztrendi5.jpg Valentino M. Gantz et al. // Proceedings of the National Academy of Sciences, November 23, 2015