ФИЛЬМЫ: Революция превращается

4 февраля 2016, 00:00
кадр из фильма «Землю картелей»

В редакционных прогнозах относительно «Оскара» мы упомянули в качестве редакционного выбора  «Землю картелей» Мэттью Хенеманна (номинация за лучший документальный фильм).

Василий Корецкий,
кинообозреватель «РР»

Между тем, этот невероятный док заслуживает большего, чем одна строчка в прогнозах – описанная в нем история мексиканского движения вигилантов, плюнувших на коррумпированную власть и принявшихся своими руками очищать штат Микоачан от терроризирующего мирных жителей наркокартеля «Тамплиеры»,  вызывает слишком много аналогий с русской жизнью. Простые люди – учителя, врачи, продавцы скобяных изделий берутся за гладкоствольное (и не только) оружие и начинают делать то, что должно, но вроде не желает делать государство. Немного похоже на екатеринбургский «Город без наркотиков», правда? На самом деле история Микоачанской революции напоминает не только о ребятах Евгения Ройзмана, но и о сотне других попыток самоуправления и самоопределения (от юго-востока Украины до скотного двора из книжки Оруэлла). 

Итак, Мексика, 2010-е. Американская политика тотальной войны с наркотиками потерпела очевидный крах: граница с Мексикой, вроде бы перекрытая великой стеной, превратилась в подобие афгано-таджикской границы. Роль 201-й мотострелковой дивизии выполняет вооруженная самодеятельность – Аризонский пограничный патруль, состоящий из ветеранов, реднеков, бывших наркоманов и прочих бородатых мужчин правой ориентации. Режиссер дает им слово и говорят они складно и логично, рассказывая о том, как потеряли близких в нарковойне (или работу под натиском нелегалов). Потом мужчины берут автоматы и идут патрулировать пампу, через которую мексиканские картели переправляют метамфетамин и иммигрантов. С той стороны их встречают шквальным огнем. 

А далеко-далеко от границы, в тихоокенском штате Микачан педиатр Хосе Мирелес ведет свою войну с картелями. Серьезные пузатые мужчины ставят блок-посты на дорогах, проводят облавы и обыски, вытесняя из своих маленьких городков «барыг и нарколыг» с татуировками картеля «Тамплиеры». Армия нервничает и пытается вмешаться, но разъяренные бабки оттесняют военных. И самооборона движется дальше, выжимая наркокартели. Что происходит с их членами – в фильме этого прямо не показано. Но вот добрый доктор Мирелес отводит в строну молодого бойца, только что остановившего на блокпосту машину с такими же молодыми «тамплиерами» и тихо бросает «закапывай поглубже». С этого момента оптимистическая ура-картина о триумфе простоты, справедливости и винтовки начинает превращаться в нечто более правдоподобное и  интересное. Воюя с картелями, реквизируя деньги и прочее добро, играя мускулами и наслаждаясь проездами по затихшим улицам (стволы угрожающе торчат из окон джипов) Самооборона сама превращается в картель. Не закопанные пленные из местных, взятые на перевоспитание, разлагают организацию изнутри. То самое, купленное картелями, государство тоже не дремлет и предлагает Самообороне латунные бэджи, мандаты и форму (ну и карт-бланш!) в обмен на отказ от любой политической автономии. Соблазн велик и вот уже бывшие соратники, уже с табельным оружием, разыскивают доктора Мирелеса, который бежит в джунгли с одним пистолетом и парой верных оруженосцев. 

Увидим  ли мы подобные фильмы об атамане Мозговом или мэре Ройзмане?

Бруклин

 zzzzzzzzzzzzzzz2.jpg

Джон Краули
Один из основных оскаровских номинантов, экранизация популярного романа Колма Тойбина (в сценарий книгу превратил не менее популярный писатель Ник Хорнби). Драма ирландской девушки Эйлис Лейси, вынужденной выбирать не только между двумя парнями, но и между двумя странами — родным ирландским захолустьем, и комфортным и веселым Нью-Йорком 50-х. С подачи родной сестры она уезжает в Америку работать в универмаге, заканчивает бухгалтерские курсы, и тайно выходит за муж за сантехника-итальянца. Но внезапная смерть сестры заставляет Эллис, превратившуюся из провинциальной чернавки в столичную штучку, вернуться домой, где ее ждет не только восторженный прием общества, но и новое увлечение молодым барменом.

Ян Карский, праведник мира

 zzzzzzzzzzzzzzz3.jpg

Славомир Грюнберг
Док о человеке, рассказавшем миру о гитлеровском  проекте окончательного решения еврейского вопроса, больше похожий на остросюжетный боевик. Вот один из эпизодов: Карский попадает в немецкий плен, вскрывает себе вены, попадает в больничку и бежит, выпрыгнув голым с третьего этажа. Разумеется тут присутствуют и сцены самого Холокоста (не только архивная хроника, но и современная анимация).

Затмение

 zzzzzzzzzzzzzzz4.jpg

Алехандро Аменабар
Представьте себе, что Никита Михалков снял свой последний фильм не про русского офицера, а про трансгендера — получите «Девушку из Дании». В печальной, в общем-то, истории Эйнара Вегенера, первого в мире мужчины, решившегося на перемену пола и умершего под ножом, есть все приемы задушевного кино. И комическая собачка, постоянно срывающая эротические сцены. И игра в переодевание. И виды раздольной природы (датской), и даже бесконечно летящий по ветру шарфик. Самое парадоксальное, что в основе всей этой ЛГБТ-трагикомедии лежит вполне нормативная и нерушимая любовь Эйнара-Лилли к его законной жене Герде.

В центре внимания

 zzzzzzzzzzzzzzz5.jpg

Том Макарти
Еще один оскаровский номинант, почти документальная хроника того, как в течение 8 месяцев команда отдела расследований газеты Bostin Globe расследовала роль католических иерархов в замаливании эпизодов растления малолетних католическими священниками города и окрестностей. Снятый в довольно тупой телевизионной манере фильм Маккарти рассчитывает на остроту самой заявленной темы. И тема эта не только педофилия, но и нечто более значимое для общества, а именно разделение властей и институций вообще. В самом начале фильма кардинал Бернард Ф Лоу предлагает главреду газеты соединить усилия двух мощных организаций в деле построения лучшего общества. «Нет уж спасибо, мы как-нибудь сами» отвечает редактор и открывает огонь по штабам.