Новости науки

Тренды
Москва, 18.02.2016
«Русский репортер» №5 (407)

Галактики

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz1.jpg

Мягкие волосы черных дыр

Могут ли материя и информация, поглощенные черной дырой, покинуть ее пределы? «Теорема об отсутствии волос», предложенная Джоном Уиллером ещё в 1970-х, гласила, что "черная дыра не имеет волос",  то есть не испускает излучения. Все, что доступно внешнему наблюдателю — это масса, заряд и скорость вращения объекта, попавшего в черную дыру. И сами черные дыры, у которых эти три параметра совпадают, будут абсолютно неотличимы друг от друга. Вся прочая информация безвозвратно теряется, что противоречит законам квантовой физики. Этот парадокс породил спор длиной в десятки лет между крупнейшими физиками современности. В недавней статье «Мягкие волосы черных дыр»  физики-теоретики Стивен Хокинг, Малкольм Перри и Эндрю Строминжер предложили новое решение парадокса: по их расчетам, у черной дыры все же есть «волосы», состоящие из «мягких фотонов» с почти нулевой энергией. Они сохраняют информацию об объекте, не попадая в чёрную дыру, а задерживаясь над горизонтом событий и образуя возмущения этой границы — те самые «мягкие волосы».

Планета

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz2.jpg

Песнь льда и пламени

Европейская команда Past Global Changes, включающая Александра Кирдянова из Института леса СО РАН и Владимира Мыглана из Сибирского федерального университета, опираясь на исследование древесных колец и ледовых кернов, заявила о том, что в VI-VII веках на территории Европы и Центральной Азии наступил период экстремальных холодов — примерно с 536 по 660 год. Исследователи называют его «Позднеатничный малый ледниковый период»  по аналогии другим крупным похолоданием — «малым ледниковым периодом» XIV–XIX веков. Похолодание связывают с крупными вулканическими извержениями, случившимися в 536, 540 и 547 годах. В атмосферу было выброшено огромное количество вулканического пепла, который не пропускал солнечные лучи. Неурожаи и голод заставили жителей Центральной Азии отправиться в Китай и Европу. Разносимая ими Юстинианова чума стала одной из причин распада Византийской империи. А обильные осадки на Аравийском полуострове принесли хорошие урожаи и повлияли на расцвет Арабского халифата.

Виды

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz3.jpg

Глазастые бактерии

Ученые объяснили, каким образом цианобактерии двигаются к свету: оказывается, микроорганизмы обладают такими же фокусирующими способностями, как и хрусталик человеческого глаза. Цианобактерии уже более 2,5 млрд лет выполняют важную функцию — наполняют биосферу кислородом. В поисках света для фотосинтеза крошечные организмы длиною 2 микрометра способны определить, с какой стороны исходит свет, используя свои микрооптические свойства. Луч света, проникая сквозь округлую поверхность микроорганизма, фокусируется на противоположной стороне клетки. Благодаря фоторецепторам, бактерия фиксирует точку сфокусированного света и начинает перемещаться к нему.

Технологии

Анализ пота

Команда ученых из Калифорнийского университета представила миниатюрный датчик, способный читать молекулярный состав пота, определяя уровни натрия, калия, глюкозы, молочной кислоты. Такие датчики могут быть встроены в фитнес-браслет, который, отправляя результаты на смартфон, сможет, например, сообщить о недостатке воды в организме или рекомендовать прием лекарства. Анализ компонентов пота не является таким точным, как анализ крови, но он имеет одно важное преимущество — время получения результата. Ученые рассчитывают расширить возможности датчиков: например, определять по биомаркерам психическое состояние человека, в частности, склонность к депрессии.

Источники: (1) Stephen W. Hawking, Malcolm J. Perry, Andrew Strominger // arXiv: 1601.00921; (2) Ulf Büntgen et al.// Nature Geoscience, 08 February 2016;   Nils Schuergers et al.//eLife, February 9, 2016; W. Gao  et al. // Nature, 28 January 2016.

Кибернетические бабочки от немецкой компании Festo легки и подвижны, словно настоящие насекомые. Вдобавок эти eMotion Butterflies обладают коллективным электронным разумом, который с помощью системы GPS координирует их совместные действия zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz4.jpg
 zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz5.jpg
 zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz6.jpg

«Генная инженерия может быть этичной»

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz7.jpg

Сергей Киселев, профессор, главный научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова РАН

Биотехнологическая компания «Мерк» разработала революционную технологию репрограммирования РНК.

«Применение стволовых клеток долгое время вызывало вопросы этического характера, так как для их получения использовали человеческий эмбрион. Но в 2006 году Синъя Яманака разработал технологию получения плюрипотентных стволовых клеток (iPSC) путем генетического репрограммирования. Благодаря этой технологии клетки взрослого организма стало возможно возвращать в эмбриональное состояние. Но японский ученый использовал для репрограммирования гены, которые находились в вирусных векторах. Попадая в клетку, эти гены встраивались в ее геном, а это, в свою очередь, могло привести к неконтролируемым трансформациям, в том числе к появлению злокачественных новообразований.

Проблему удалось решить благодаря технологии Simplicon, которую разработала международная научно-технологическая компания «Мерк», развивающая исследования в сфере фармацевтики и биотехнологий. Преимущество технологии в том, что репрограммируется не ДНК клетки, а ее РНК. Молекула РНК не встраивается в геном клетки и живет очень непродолжительное время, позволяя значительно повысить безопасность и эффективность всей процедуры репрограммирования. Технологии, подобные Simplicon, снижают стоимость исследований и позволяют большему количеству ученых развивать направление генной инженерии.

Область применения плюрипотентных стволовых клеток очень широка: потенциально из них можно вырастить любую специализированную ткань, например, нейроны. Синъя Яманака смог получить клетки сетчатки глаза, которые он имплантирует пожилым людям, восстанавливая зрение. В ближайшее время начнутся клинические испытания методов терапии сердечнососудистых заболеваний с использованием стволовых клеток».

№5 (407) 18 февраля 2016