Новости науки

18 февраля 2016, 00:00

Галактики

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz1.jpg

Мягкие волосы черных дыр

Могут ли материя и информация, поглощенные черной дырой, покинуть ее пределы? «Теорема об отсутствии волос», предложенная Джоном Уиллером ещё в 1970-х, гласила, что "черная дыра не имеет волос",  то есть не испускает излучения. Все, что доступно внешнему наблюдателю — это масса, заряд и скорость вращения объекта, попавшего в черную дыру. И сами черные дыры, у которых эти три параметра совпадают, будут абсолютно неотличимы друг от друга. Вся прочая информация безвозвратно теряется, что противоречит законам квантовой физики. Этот парадокс породил спор длиной в десятки лет между крупнейшими физиками современности. В недавней статье «Мягкие волосы черных дыр»  физики-теоретики Стивен Хокинг, Малкольм Перри и Эндрю Строминжер предложили новое решение парадокса: по их расчетам, у черной дыры все же есть «волосы», состоящие из «мягких фотонов» с почти нулевой энергией. Они сохраняют информацию об объекте, не попадая в чёрную дыру, а задерживаясь над горизонтом событий и образуя возмущения этой границы — те самые «мягкие волосы».

Планета

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz2.jpg

Песнь льда и пламени

Европейская команда Past Global Changes, включающая Александра Кирдянова из Института леса СО РАН и Владимира Мыглана из Сибирского федерального университета, опираясь на исследование древесных колец и ледовых кернов, заявила о том, что в VI-VII веках на территории Европы и Центральной Азии наступил период экстремальных холодов — примерно с 536 по 660 год. Исследователи называют его «Позднеатничный малый ледниковый период»  по аналогии другим крупным похолоданием — «малым ледниковым периодом» XIV–XIX веков. Похолодание связывают с крупными вулканическими извержениями, случившимися в 536, 540 и 547 годах. В атмосферу было выброшено огромное количество вулканического пепла, который не пропускал солнечные лучи. Неурожаи и голод заставили жителей Центральной Азии отправиться в Китай и Европу. Разносимая ими Юстинианова чума стала одной из причин распада Византийской империи. А обильные осадки на Аравийском полуострове принесли хорошие урожаи и повлияли на расцвет Арабского халифата.

Виды

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz3.jpg

Глазастые бактерии

Ученые объяснили, каким образом цианобактерии двигаются к свету: оказывается, микроорганизмы обладают такими же фокусирующими способностями, как и хрусталик человеческого глаза. Цианобактерии уже более 2,5 млрд лет выполняют важную функцию — наполняют биосферу кислородом. В поисках света для фотосинтеза крошечные организмы длиною 2 микрометра способны определить, с какой стороны исходит свет, используя свои микрооптические свойства. Луч света, проникая сквозь округлую поверхность микроорганизма, фокусируется на противоположной стороне клетки. Благодаря фоторецепторам, бактерия фиксирует точку сфокусированного света и начинает перемещаться к нему.

Технологии

Анализ пота

Команда ученых из Калифорнийского университета представила миниатюрный датчик, способный читать молекулярный состав пота, определяя уровни натрия, калия, глюкозы, молочной кислоты. Такие датчики могут быть встроены в фитнес-браслет, который, отправляя результаты на смартфон, сможет, например, сообщить о недостатке воды в организме или рекомендовать прием лекарства. Анализ компонентов пота не является таким точным, как анализ крови, но он имеет одно важное преимущество — время получения результата. Ученые рассчитывают расширить возможности датчиков: например, определять по биомаркерам психическое состояние человека, в частности, склонность к депрессии.

Источники: (1) Stephen W. Hawking, Malcolm J. Perry, Andrew Strominger // arXiv: 1601.00921; (2) Ulf Büntgen et al.// Nature Geoscience, 08 February 2016;   Nils Schuergers et al.//eLife, February 9, 2016; W. Gao  et al. // Nature, 28 January 2016.

Кибернетические бабочки от немецкой компании Festo легки и подвижны, словно настоящие насекомые. Вдобавок эти eMotion Butterflies обладают коллективным электронным разумом, который с помощью системы GPS координирует их совместные действия zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz4.jpg