Накидали шуток

Актуально
Москва, 03.03.2016
«Русский репортер» №6 (408)
Поющий ковбой в морском балете Итана и Джоэла Коэнов

В российский прокат выходит новая комедия братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!» — уморительное поппури из исторических анекдотов о Голливуде 1950-х, включая линию с «красной угрозой» и русскими подлодками. Итан и Джоэл рассказали «РР»  о том, как Джордж Клуни вынудил их написать сценарий фильма и о том, почему в нем  нет никаких политических намеков

Итан и Джоэл Коэны, Джош Бролин и Джордж Клуни на съемках фильма «Да здравствует Цезарь!» zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz2.jpg
Итан и Джоэл Коэны, Джош Бролин и Джордж Клуни на съемках фильма «Да здравствует Цезарь!»

Это правда, что вы написали сценарий «Цезаря» еще бог знает когда? Это же чуть ли не один из первых ваших сценариев?

Джоэль Коэн: Отчасти. Мы действительно написали его довольно давно, лет 15 назад...

Итан Коэн: Когда познакомились с Клуни. Тогда-то мы и проболтались ему о сценарии. Клуни идея ужасно понравилась, хотя и сценария-то толком не было, была просто заявка о туповатом актере, кинозвезде, который снимается в фильме с убийственным названием «Хайль, Цезарь!». В итоге Джордж стал постоянно упоминать этот фильм как наш следующий совместный проект. Хотя мы вообще-то ничего такого не планировали! Ну и пару лет назад мы, наконец, созрели для того, чтобы воплотить этот мысленный эксперимент. Сели и закончили сценарий. 

То есть вы писали изначально с расчетом на Клуни. А как насчет других ролей —вы их тоже писали под конкретных актеров? 

И. К: Нет. Вот Джоша Бролина, к примеру, мы решили взять на главную роль, когда уже все закончили, хоть мы и сняли с ним до этого две картины. То же самое и с Тильдой  (Суинтон. — РР). Мы просто подумали, что она сыграет экзальтированную журналистку лучше других. Или Скарлетт Йоханссон: мы сперва придумали эту сцену в бассейне, а потом решили, что  Скарлетт с рыбьим хвостом и в истерике будет смотреться смешнее, чем кто-нибудь другой.

А вот Ченинг Татум? Вы знали, что он может танцевать, как Джин Келли, когда брали его на роль?

Джоэль: Ну вообще-то всем известно, что Татум умеет танцевать. Так что мы подумали, что бить чечетку он тоже легко научится.

 zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz1p.jpg

Так, а  Олдена Эренрайка вы заставляли крутить лассо на пробах?

Джоэль: Нет, на пробах Олден разыгрывал эпизод с Райфом Файнсом. Тот, где он никак не может запомнить реплику. 

Вернемся к сценарию. Вот вы придумали все эти сценки-оммажи киножанрам: пеплуму, библейскому эпосу, вестерну, мюзиклу и даже синхронному плаванию…

Итан (смеется) … а потом нам пришлось на самом деле реконструировать их!  В этом, кстати, и был весь кайф.

Джоэль: Да ладно, кайф! Для меня это всегда проблема: придумаешь что-то — и  потом это надо снимать. А как?! Сейчас же старой студийной системы нет, все эти кинофабрки, на которых кино снималось как на конвейере, с участием сотен высококлассных специалистов — они давно в прошлом. Сегодня все проблемы решаются при помощи компьютерной графики. Я немного завидую, конечно, режиссерам «золотого века» Голливуда. С такой организацией за всю свою жизнь они могли снять по 50-60 картин!

То есть вы бы махнулись не глядя местами со, скажем, Билли Уайлдером? 

Джоэль: Хороший вопрос! На самом деле черт его знает. Одно дело — техническая часть, а другое — все остальное, что несла с собой студийная система. Там же совершенно другие представления обо всем были. Трудно вообразить, как ты, будучи продуктом своей эпохи, чувствовал бы себя в другой. Но вообще идея соблазнительная. По крайней мере, у меня бы не было таких проблем с организацией съемочного процесса, как те, с которыми мы столкнулись, делая «Цезаря» (смеется) 

Итан: Например, если ты сегодня снимаешь вестерн, то пригоняешь на площадку лошадей, ковбоев, ветеринаров и других людей, которые умеют решать сопутствующие проблемы. А у нас неделю снимался вестерн, потом неделю — что-то другое, и тебе нужно срочно избавиться от лошадей и раздобыть аквариум, в котором могла бы уместиться команда по синхронному плаванию.

Скарлетт Йоханссон zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz3.jpg
Скарлетт Йоханссон

Зато теперь-то вы можете снять что угодно! У вас, кстати, не появилось желание довести до конца какой-либо из тех «фильмов в фильме», что фигурируют в «Цезаре»? 

Джоэль: Итан хочет снять вестерн!

Итан: Да, поющий ковбой — это то, что надо. А вот морской балет — ни за что. Хватит русалок!

Джордж Клуни zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz4.jpg
Джордж Клуни

Так, давайте теперь поговорим серьезно. Все эти насмешки над Голливудом и пересказы известных баек из жизни звезд и режиссеров — это прекрасно, но у вас же есть и серьезный пласт повествования. Тема маккартизма, «охоты на ведьм» — она же неслучайно у вас появилась? Вот и в новом фильме «Трамбо» Джея Роуча как раз об этом.

Джоэль: Да вы вычитываете то, чего у нас нет! На самом деле мы не такие интеллектуалы, чтобы какие-то еще скрытые смыслы в фильм привносить.

Итан: Ох, вы поймите, что «Цезарь» — это не какое-то высококонцептуальное кино, а смешная мешанина шуток и трюков, мы их так накидали... Все что в голову приходило, то и записывали. Никаких исследований мы не проводили, просто вспомнили всякие расхожие исторические анекдоты. Например, линия с ребенком Скарлетт Йоханссон — это реальная история Лоретты Янг, которая родила вне брака и умудрилась оформить усыновление своей собственной новорожденной дочери. Внимательно мы изучали только производственную часть, уже после того как закончили сценарий: как конкретно снимались мюзиклы или, там, вестерны. Ну, чтобы не наврать в деталях. А коммунисты-заговорщики появились просто по логике того исторического периода. Ведь что у нас за история была изначально? Кинозвезду крадут прямо со съемочной площадки ради выкупа. Разбираться со всем приходится единственному вменяемому человеку в безумном мире кино — герою Джоша Бролина. Окей, а кто тогда злоумышленники? Кто украл звезду? Конечно, злейшие враги всего того, что олицетворяет персонаж Бролина, — то есть всего хорошего, капиталистического и католического. В 1951 году это, определенно, коммуняки. Так что красная угроза тут возникала из логики сюжета, а не как философское или политическое заявление. Коммунистическая ячейка — это просто идеальные антагонисты. Это не герои-резонеры, нет!

Ну хорошо, но такой протагонист у вас не просто так появился. В ваших фильмах и раньше часто фигурировали герои, которые несут крест чужих проблем, страдают за чужие ошибки.

Итан: Точно? (Поворачиваясь с брату) У нас правда такие герои? 

Джоэль:  Ну да, есть такое. А если без шуток, то  когда мы придумывали Эдди Мэникса, то руководствовались именно такой логикой. Ведь о чем фильм в фильме? Тот, другой, «Хайль, Цезарь!» Он об Иисусе Христе. А что делает Иисус? Берет на себя грехи человечества. Ну и нам показалось забавным провести вот такую параллель. Однако наши герои, конечно, не совсем Иисусы — вот Ларри Гопник в «Серьезном человеке» тоже тянет на себе кучу проблем, но это его личные проблемы. Он вообще больше похож на Иова, чем на Иисуса.

Вы меня совсем обезоружили. Ну, а все-таки, есть что-то общее во всех ваших фильмах? Какая-то сквозная тема или идея? 

Итан: Мы об этом не знаем. То есть я имею ввиду, что если бы мы заметили, что в наших фильмах повторяется какой-то элемент, мы бы немедленно озаботились тем, чтобы сменить пластинку. Так что, если вы увидели что-то общее во всех наших фильмах, то это наша недоработка. Мы исправимся

 zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz1p2.jpg

У партнеров

    Реклама