Трендовые новости

Тренды
Москва, 03.03.2016
«Русский репортер» №6 (408)

Планета

Смена полюсов подстегнула эволюцию

Еще 600 млн лет назад многоклеточные организмы  не отличались разнообразием, — водоросли да медузы. Но около 550 млн лет назад произошел внезапный взрывной рост сложности и разнообразия живых существ. До сих пор ученые гадают о причинах так называемого «кембрийского взрыва». Недавно исследователи магнитного поля Земли из США и России выдвинули новую гипотезу. Оказалось, этот период  характеризовался необыкновенно частой сменой магнитных полюсов планеты — за 1 млн лет могло произойти 24 смены полюсов (полюса меняются и в нынешнюю эпоху, примерно два-три раза за миллион лет). Учащенная смена магнитных полюсов ослабила защиту земной поверхности от ультрафиолетового излучения, что и спровоцировало вымирание незащищенных мягкотелых организмов и быстрое развитие адаптаций к новым условиям. Организмы обрели защитные экзоскелетные пластины, усложненное строение тела и глаз, которые помогли им избежать опасного излучения и подстегнули эволюционный процесс.

Технологии

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz1.jpg

Невыносимая сложность транспортных схем

Если вам приходилось хоть раз блуждать по метро в поисках нужного перехода или проезжать нужную станцию, потому что вы не смогли разобраться в карте, рано обвинять себя в топографической безнадежности. Математики из Оксфорда проанализировали транспортные сети 15 крупных городов, таких как Нью-Йорк, Токио и Москва, и признали их слишком сложными для человеческого разума. Ученые сравнили восприятие транспортных схем со знаменитым «числом Данбара»  — ограничением на количество социальных связей индивида (человеку  не удается поддерживать больше 150 постоянных социальных контактов). Подобное «ограничивающее число», похоже,  существует и для восприятия схем — мы все время путаемся в транспортной схеме, если она содержит больше 250 элементов. Беда в том, что  современные карты общественного транспорта часто содержат гораздо больше информации и со временем только усложняются.

Органы

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz2.jpg

Диета ведет к ожирению

За прошедший год набрала популярность претендующая на «научные обоснования» диета, основанная на жестком сокращении потребления углеводов при сохранении высокого содержания жиров в пище. Но ученые из Университета Мельбурна доказали, что эта диета скорее вредна для здоровья. При малоактивном образе жизни и склонности к полноте потребление низкоуглеводной пищи с высоким содержанием жиров ведет к увеличению веса. Исследователи провели эксперимент, в котором у склонных к ожирению мышей уже после восьми недель подобной диеты увеличился индекс массы тела, появилась непереносимость глюкозы, и вырос уровень инсулина.

Гены

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz3.jpg

Ген зимней тоски

Связь между недосыпанием и плохим настроением ощущал на себе любой, кому приходилось просыпаться по будильнику.  А ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско выявили генетическую связь между этими факторами. Сначала они исследовали генетику семьи, члены которой страдают сезонным аффективным расстройством (пониженным настроением зимой), а вдобавок — расстройством сна. Выяснилось, что они несут в себе редкую мутацию гена PERIOD3. Затем команда под руководством нейробиолога Ин-Хуэй Фу создала мышей, несущих эту же мутацию. Мыши также начали проявлять признаки депрессии, и у них появились расстройства сна. Ученые считают, что эти исследования в совокупности подтверждают связь между мутацией PER3, режимом сна и настроением (в частности, «зимней тоской»). Кроме того, Ин-Хуэй Фу уверен, что в своем обычном виде PER3 помогает нам приспособиться к сезонным изменениям путем корректировки «внутренних часов» организма.

Источники: (1) Joseph G. Meert et al.//  Gondwana Research,  January 27, 2016; (2) Riccardo Gallotti et al.// Advanced Science, Februrary 19, 2016; (3) B. J. Lamont et al// Nutrition & Diabetes, Februrary 15, 2016; (4)  Ying-Hui Fu et al.// PNAS,  February 22, 2016.

Мимикрирующий паук вида Castianeira memnonia притворяется муравьем, чтобы усыпить бдительность потенциальных жертв. Снимок сделан фотографом-любителем из Малайзии. zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz5.jpg
 zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz6.jpg

«В 50 раз дешевле графена»

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz4.jpg

Профессор Михаил Астахов, заведующий кафедрой физической химии НИТУ «МИСиС»

В НИТУ «МИСиС» разработали новый высокопроводящий и энергоемкий наноуглеродный материал, который может заменить дорогой графен и нанотрубки.

«В гибридных автомобилях используются особые суперконденсаторы — устройства для преобразования энергии торможения. Материал, из которого они изготовлены, должен эффективно хранить и накапливать электричество, поэтому обычно их изготавливают из активированных углей, а на перспективу рассматриваются более функциональные электродные структуры из графена — материала очень дорогого.

Мы разработали новый материал из органического волокна, представляющего собой трехмерные наноструктуры с заданным распределением пор. Благодаря такой структуре материал очень энергоемкий и хорошо проводит ток, не уступая по этим характеристикам графену. При этом килограмм этого вещества стоит менее 20 долларов, а грамм графена – более 1 тысячи долларов.

Использование нашего материала в супеконденсаторах накопителей энергии в гибридных автомобилях сокращает потребление топлива на 30%  – а значит, улучшает их экологичность. Первую версию новых суперконденсаторов мы испытали на нескольких вариантах Ё-мобиля и в городских гибридных автобусах — и получили очень хорошие результаты.

Спектр применения нового материала не ограничивается гибридными транспортными двигателями. Его можно использовать в стационарной энергетике, импульсной технике и в медицине — при производстве электрокардиостимуляторов, томографов и рентгеновских аппаратов. Суперконденсаторы из нового материала способны работать в критических условиях: например, при сверхнизких температурах или повышенной влажности — и могут использоваться за Полярным кругом, в тропических условиях и даже в космосе».