Смертельное течение

Актуально
Москва, 31.03.2016
«Русский репортер» №8 (410)
Первые версии гибели самолета в Ростове-на-Дону

В ночь на 19 марта в аэропорту Ростова-на-Дону разбился самолет Boeing 737 авиакомпании из Объединенных Арабских Эмиратов Flydubai, следовавший из Дубая. В результате крушения погибли все 62 человека, находившиеся на борту — пассажиры и члены экипажа. 

По расписанию рейс FZ981 должен был совершить посадку в районе 1:20, но кружил над Ростовом невероятно долго — около двух часов, ожидая улучшения погодных условий. О неблагоприятной погоде (был порывистый ветер и дождь) диспетчерская служба аэропорта несколько раз заранее предупреждала экипажи прибывавших лайнеров. Часть самолетов изменила маршрут. Так, пилот самолета «Аэрофлота», прилетевшего из Москвы, после трех безуспешных попыток приземлиться принял решение лететь в аэропорт Краснодара. Вместе с тем примерно в это время в ростовском аэропорту удачно приземлились два самолета — борт авиакомпании S7, также из Москвы, и лайнер «Уральских авиалиний», следовавший из Таджикистана.

В небе над Ростовом в момент крушения самолета метеорологи зафиксировали так называемое «высотное струйное течение». Это довольно редкое природное явление: сильнейший ветер (более 30 метров в секунду), по горизонтали размеры течения могут достигать нескольких тысяч километров в длину и сотен в ширину, по вертикали — от двух до четырех километров. Течение образует своеобразные бурные «воздушные реки», удержаться на которых очень непросто.

 — Решение садиться или уйти в другой аэропорт всегда принимает командир — это международные правила, это закон, — объясняет летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. — Если МЧС дает штормовое предупреждение, стоит прислушаться. Аэропорт и сам мог закрыться на прилет. В 1986 году я был в похожей ситуации, меня буквально «притянуло» к земле, но я вывел истребитель на форсажный режим. У пассажирского самолета шансов не было!

По еще одной версии, у лайнера могло заклинить или «заморозить» руль высоты. Это также объясняет, почему нос самолета «клюнул» и лайнер ушел в землю под острым углом. Наконец, мог сыграть свою роль тот факт, что управлял самолетом международный интернациональный экипаж — здесь были граждане Испании, Кипра, Киргизии, Колумбии, Сейшельских островов. Капитан впервые садился в Ростове. Гипотетически это могло привести к недопониманию в экстренной ситуации как между членами экипажа, так и между экипажем и наземными службами. Впрочем, авиационные эксперты такую версию всерьез не воспринимают.

Как и в большинстве подобных случаев, наиболее вероятно стечение нескольких обстоятельств — включая человеческий фактор, технические неполадки и превратности погоды. По одной-единственной причине самолеты падают редко, не считая, конечно, терактов, но в данном случае этот вариант почти на 100% исключен.

По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье 263 УК («Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее гибель людей»). К расследованию присоединились эксперты из Международного авиационного комитета, Бюро по авиационным происшествиям ОАЭ, специалисты из США.

Между тем в соцсетях, особенно в украинском сегменте, набирает популярность экзотическая конспирологическая версия. Мол, никакой катастрофы не было вовсе! Ее в Ростове специально инсценировали российские спецслужбы, чтобы отвлечь внимание мировой общественности от приговора по делу украинской военной летчицы Надежды Савченко, а заодно закрыть ростовский аэропорт, чтобы не пустить на процесс Савченко наблюдателей. Ролик блогера SoulGoodman на эту тему, выложенный на YouTube, уже посмотрело 1,5 миллиона человек. 

Компания Flydubai

Год основания: 2008

Владелец: правительство Дубая, ОАЭ

Назначение: компания-лоукостер, продающая дешевые билеты. Бюджетный конкурент более дорогой Emirate Airline

Авиапарк: 50 новых самолетов Boeing 737–800. Еще 111 самолетов было предзаказано

Направления рейсов: весь мир, преимущественно страны Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы

Награды: лоукостер 2014 года по версии CAPA Aviation Awards for Excellence

ЧП: до падения самолета в Ростове никаких серьезных аварий и происшествий с самолетами компании не было. Лишь в январе 2015 года самолет Flydubai был обстрелян из стрелкового оружия при посадке в Багдаде. ЧП обошлось без пострадавших 

Аэропорт «Ростов-на-Дону»

Год основания: 1925

Собственник: ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» со сложной структурой собственности. По 25% принадлежит кипрским компаниям Nosencore Limited и Strelia Limited, 8% — «Ростоваэроинвест», конечным собственником 75% акций которой является ООО «Ренова» Виктора Вексельберга; еще 25% — минимущества Ростовской области. Остальные доли принадлежат миноритарным акционерам
Пассажиропоток: 2,06 млн человек по итогам 2015 года

Альтернатива: в 2011 году была определена площадка для нового аэропорта «Южный», который планируется сдать в 2017 году. После этого действующий аэропорт хотят закрыть

Новости партнеров

Реклама